Войти в почту

Гонконг: конец концепции «одна страна, две системы» ставит новые задачи для Джо Байдена

Оппозиция здесь не приветствуется. Это было четкое послание народу Гонконга после изгнания четырех депутатов из парламента Гонконга 11 ноября за их «непатриотическую» деятельность и «угрозу национальной безопасности». Остальные 19 оппозиционных депутатов подали заявление об отставке на следующий день. Представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь заявил, что решение об отстранении четырех депутатов парламента необходимо для сохранения и улучшения модели «одна страна – две системы». Без оппозиции в парламенте Гонконга для Пекина внешний вид явно важнее цели.

Фото: https://tass.ru/

Стремление Си Цзиньпина к лишению свободы, дарованной Гонконгу после передачи власти в 1997 году, приняло более мрачный оборот. Несмотря на то, что Пекин и его доверенные лица могут сказать, концепция «одна страна – две системы» мертва, а свобода слова фактически закрыта, жители Гонконга могут свободно говорить, что хотят, при условии, что это следует линии партии. Гонконг теперь является частью модели «одна страна – одна система», и его сборка теперь фактически автономный театр, в котором актеры полностью соответствуют и следуют указаниям и сценарию Пекина.

В Гонконге есть парламент без языка оппозиции. Закон о национальной безопасности запрещает инакомыслие и подавляет идею демократии на территории.

В настоящее время Гонконг управляется наличием двух элементов, которые социолог Ханна Арендт определила как необходимые для существования тоталитаризма. Во-первых, идеология: теория сильного человека, объясняющая «единственный способ мыслить» и среду, в которой люди не могут контролировать свою жизнь. Правило изнутри, и партия всегда права.

Второй необходимый элемент – террор. Принятие Закона о национальной безопасности в какой-то мере является началом процесса отделения людей, выступающих против тесной политической интеграции с материком. Китайское правительство объявило, что планирует составить список «упорных преступников». В отчете не говорится, будут ли в список включены иностранные граждане, проживающие в Гонконге – двусмысленность, которая присутствует в Законе о национальной безопасности.

Ясно то, что нынешний глобальный политический климат предоставил Пекину идеальный шторм, чтобы задействовать эти различные элементы и навязать тоталитарную систему в Гонконге. Мир, с другой стороны, отвлекается, поскольку его взоры сосредоточены на демократическом кризисе, разыгрываемом в Соединенных Штатах.

Фото: https://russian.cgtn.com/

Новая эра

После нескольких дней молчания представитель министерства иностранных дел Китая поздравил Джо Байдена и Камалу Харрис с победой на выборах. Это произошло через несколько дней после того, как другие лидеры в регионе предложили свое. Это стало результатом опроса азиатских стран, проведенного YouGov в октябре, который нашел широкую поддержку Дональда Трампа как в Гонконге, так и на Тайване.

Срок пребывания Трампа у власти был примечателен тем, что президент часто произносил антикитайские лозунги, которые в основном касались торговли и распространения коронавируса. Трамп не интернационалист, и в результате этого вакуума агрессивная позиция Китая в регионе заполняет эту пустоту. Нежелание Си Цзиньпина поздравить Байдена, возможно, было признаком того, что Пекин предпочел бы Трампа. Для Китая президентство Трампа означало, что все было выставлено на продажу. Избрание Байдена сигнализирует о возвращении к президентству в стиле истеблишмента. Сам Байден критиковал Си в прошлом – в феврале он назвал китайского лидера «головорезом» из-за заключения в тюрьму миллионов уйгуров в Синьцзяне.

Мы пока не знаем, изменит ли Байден нынешнюю политическую позицию США в регионе, и каким образом. У него есть инструменты для оздоровления глобальных отношений, особенно в Европе, особенно в странах НАТО. И это может усилить сдерживание военной позиции Китая. Байден, скорее всего, будет стремиться к консолидации прогрессивной политики в Соединенных Штатах, и внимание к правам человека, вероятно, перейдет в внешнюю политику США. Многие ожидают, что он будет оказывать давление на Китай с его обязанностями в области прав человека.

Серьезным ударом по плюрализму в Гонконге может стать возможность для Байдена дать четкий сигнал региону. Один из вариантов, который он мог бы сделать, это последовать примеру британского правительства и открыть Соединенные Штаты для иммиграции из Гонконга. Какой бы первый шаг ни решился сделать Байден, он должен опровергнуть всякую веру Пекина в то, что Соединенные Штаты теряют свое стратегическое положение в регионе.