Войти в почту

о ситуации перед выборами и возможности гражданского противостояния в США

«Такого яростного разделения Америка не знала много лет. Первые прогнозы пойдут, когда закроются избирательные участки. Они будут основаны на голосах явившихся сегодня на участки. Будет серьёзное давление на избирательные комиссии — закруглить подсчёты и дать результат. Такое бывало и в 2000 году, когда чуть ли не силой во Флориде вынудили комиссии прекратить считать. Сотни споров пойдут в Верховный суд и в суды штатов. И всё это на фоне протестов, грабежей и вооружённых столкновений. Как писал Блок в поэме «Двенадцать»: «Закрывайте этажи! Нынче будут грабежи! Открывайте погреба! Гуляет нынче голытьба!»

Америка входит в крутой поворот президентских выборов. Владельцы магазинов заколачивают фанерными щитами свои витрины, граждане проверяют, сколько патронов у них в обоймах. Городские партизаны антифа готовятся к бишкекскому сценарию — они собираются брать власть при любом раскладе. В штабе Байдена излучают уверенность — у них всё схвачено, комар носу не подточит, победа будет за ними, говорят они. Она уже их, добавляют другие. Подсчёт голосов — пустая формальность, когда за Байдена все СМИ, все цифровые гиганты, когда Twitter, Facebook и Google слезли с забора и мобилизовались за Засоню Джо. Даже если чудом Трамп победит, об этом никто не узнает.

Но эта очевидная несправедливость раскачивает и мобилизует сторонников президента Трампа. Пусть у него нет прессы, пусть прекраснолицые американцы стоят горой против него, простые и не очень простые граждане не собираются сдаваться. Они идут на выборы, они организуют патрули и готовятся к решительному бою — как на избирательных участках, так и на улицах.

Даже сейчас, когда утро дня выборов уже заалело над США, невозможно предсказать, чем обернётся этот день, пойдёт ли Америка по пути Киргизии или Беларуси, сменится ли власть в Белом доме. То, что впереди очень сложные двое суток как минимум, а то и три месяца, никто не сомневается.

Соцсети могут перестать работать, интернет может быть отключён в Америке — и это повлияет на нас. Новости могут оказаться фейковыми. Facebook уже объявил о возможности включения особых опций. Не исключена неразбериха — сейчас понадобятся все мощности суверенного интернета, над которым столько смеялись хипстеры.

В выборах активно участвует коронавирус. Трамп обещает отменить эту мелкую пакость, Байден — загнать страну на год в карантин, пока все не сдохнут от других причин, но никак не от ковида. Трамп ходит без маски, выступает на митингах, потрясает своей энергией. Байден едва высовывается из бункера, за него всё делает армия приспешников. Они сговариваются с избирательными комиссиями, подкупают ещё не подкупленных. Народу предстоит решить: маски и карантин — или открытые лица и инфекция.

Расовая карта играет, как всегда в Америке. Много чёрных мужчин выступают за Трампа — им не нравится, что демократы считают их своим ресурсом просто по цвету кожи. Они помнят, что Байден провёл во времена Обамы закон, пославший миллионы чёрных в тюрьмы, а Харрис, как прокурор Калифорнии, реализовала этот закон. При них в США было больше заключённых, чем в самую страшную годину ГУЛАГа, — и в основном цветных.

Но немало и послушных цветных граждан, которым нравится, что команда Байдена поддерживает BLM и требует особых квот по расовому признаку.

Есть и старая отработанная структура мобилизации бедных цветных — с подвозом на выборы, с мелкими подачками, с гарантированным блатом. Есть богатые чёрные активисты, которые привыкли выступать от имени своих бедных собратьев и прекрасно на этом зарабатывают

Играет и гендерный фактор. Людям, так и не решившим, заходить в дверь с буквой Ж или М, ближе по духу демократы. Если таких немного, то много людей, готовых их защищать от неведомой опасности. Республиканцы, конечно, далеко не сплошные ковбои вроде Рональда Рейгана и сексапильные красотки а-ля Мэрилин Монро. Но по большому счёту за Трампа — сторонники семьи, мужчин и женщин, детей в их обычных ролях. За Байдена — желающие сломать старые системы и стереотипы. Пусть, мол, мальчики ходят в юбках и девочки — в брюках, если им это нравится. У демократов — особая нелюбовь к белым мужчинам. Они придумали ярлык «токсическая мужественность», за которую мужчинам нужно каяться. Платить и каяться.

Трудно предсказать, как проголосуют те же белые мужчины как класс. На опросах сторонники Трампа откровенно врут. Как признаться прекраснолицему, что ты собираешься голосовать за токсически мужественного президента, а не за цветную даму, которая, как уже не скрывают, станет настоящим президентом после победы, а Сонный Джо будет отправлен на покой?

Еврейская община США резко разделилась. Те, кому важнее Израиль, — голосуют за Трампа. Те, кому важнее положение евреев в США, — за Байдена.

Такого яростного разделения Америка не знала много лет. Первые прогнозы пойдут, когда закроются избирательные участки. Они будут основаны на голосах явившихся сегодня на участки. Будет серьёзное давление на избирательные комиссии — закруглить подсчёты и дать результат. Такое бывало и в 2000 году, когда чуть ли не силой во Флориде вынудили комиссии прекратить считать. Сотни споров пойдут в Верховный суд и в суды штатов. И всё это на фоне протестов, грабежей и вооружённых столкновений.

Как писал Блок в поэме «Двенадцать»: «Закрывайте этажи! Нынче будут грабежи! Открывайте погреба! Гуляет нынче голытьба!»

Все это оптимистический прогноз. Но не исключён и пессимистический — если столкновения перейдут в гражданскую войну. Белый дом на всякий случай окружили высокой сеткой, через которую и Человек-паук не перелезет. Уже маршируют отлично вооружённые отряды добровольцев, не готовых уступать. В штабе Байдена не собираются признать поражение до середины января, когда все голоса будут подсчитаны. В штабе Трампа хотят немедленных результатов.

Демократы раздувают «российскую угрозу», но нет никакой гарантии, что именно Трамп не предпримет шаги против России, чтобы его не называли агентом Путина. Для России, Китая, Турции наступают дни особой бдительности, которые продлятся до середины января. Это ощущают и европейцы, на всякий случай загнавшие свои народы в карантин. Вирус тут ни при чём — но как по-другому приказать людям сидеть и не высовываться?

Жалко, конечно, что всему человечеству сорвали отличный зимний сезон, но, с другой стороны, не каждый день происходят такие решительные подвижки.

«Блажен, кто посетил сей мир…»

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.