Андрей Макаревич рассказал, почему в блатные 90-е его никогда «не ставили на бабки»

Лидер «Машины времени» Андрей Макаревич стал гостем утреннего шоу «Подъемники». Он рассказал в эфире НАШЕго Радио, почему джазовая музыка сама решает, как ей играться, как в России оценивают джазовых музыкантов, а также вспомнил самые необычные концерты группы в 90-е годы. - 16 ноября в Театре эстрады у Вас состоится концерт с группой Yo5. Что это будет за мероприятие? Что это за коллектив? - Мы собрались чуть меньше двух лет назад. Поступили довольно дерзко: только сделав программу, мы сразу поехали вы большой тур по Европе, по нескольким странам. Волновались, но, вопреки нашим ожиданиям, все прошло очень лихо. Меня поразило, что помимо русской публики, которая всегда приходит на концерты русскоязычных исполнителей, было довольно много коренного населения. Я у них спрашивал: «Что вы тут делаете? Вы же не очень понимаете, про что мы поем?» А они отвечали, что музыкального драйва вполне достаточно. В Москве мы показывали эту программу всего пару раз в больших клубах. Мы до сих пор не сделали альбом, потому что это очень живая вещь ,и я никак не могу понять, на какой стадии это записывать. Сейчас это все звучит совсем не так, как год назад, потому что джазовая музыка сама решает, как ей играться. - А чей контент? Это Ваши песни? Или чужие тоже? - Это только мои песни очень разных лет. Там несколько совсем забытых «машинских» песен, из каких-то древних залежей. Часть песен из «Оркестра креольского танго», часть – моих сольных. Они все звучат не так, как они звучали, если их кто-то и слышал. У нас в стране качество джазового музыканта определяется количеством нот, которые он может сыграть в течение секунды. Это не всегда нужно. Поэтому я поставил такое условие: если есть малейшая возможность ноту не брать – не берите ее, пользуйтесь паузами. Музыканты себя довольно долго ломали, потом поняли, чего я хочу, и мы добились результата. - Почему в качестве площадки выбрали «Театр эстрады». - Вокруг этого Дома на набережной, который тогда назывался «Дом правительства», прошла вся наша битловская юность, потому что наша школа была оттуда в 500 метрах, половина учеников жили в этом доме. Одно время мы репетировали там, в квартире у нашего первого барабанщика. А в Театр эстрады я помню, как безуспешно прорывался, когда туда приехали «Червоны гитары». Я пытался через стены и окна расслышать «польских битлов», потому что в зал не попал. Этот зал идеален для нас по размеру, он очень уютный и там хороший рояль, что очень важно. - У Вас на концерте будут гости. Кто и чем обусловлен выбор? - Браться Дима и Саша Бриль – замечательные саксофонисты, с которыми мы периодически играем. По старой памяти они решили к нам зайти. А мы просто захотели, чтобы у нас было немножко попраздничней. - Кроме Москвы эта программа будет еще где-то показана? - Мы с удовольствием ее показываем, когда нас приглашают. - Совсем недавно у Вас вышли книги. Расскажите про этот момент… - Вышло целых три с половиной книги. Одна вышла в конце лета. Она называется замечательной фразой, от которой у меня судороги: «Я вырос на Ваших песнях». Это маленькие рассказы из достаточно интересной жизни. Вторая книга называется «Не первое отступление от правил». Это тоже рассказы, среди которых есть новые и те, что были напечатаны в давние годы. Третья книжка, которой я страшно рад, вообще рукотворная. Она дорогая, очень красиво напечатана и придумана. Книга двухтомная. В одном – ноты песен, которые мы не издавали никогда, в а другом – стихи. Не словам песен, а именно стихи и рисунки. Все это выполнено от руки, там нет типографского набора и она производит ощущение живой вещи. Надо сказать, что весь тираж уже почти раскупили. Надеюсь, что будет еще какая-то допечатка. В четвертой книжке я выступил как иллюстратор. Но моя подруга Маша Кац после долгих уговоров написала учебник вокала. А, поскольку там все время нужны были какие-то графические пояснения, я нарисовал смешные иллюстрации, которые, надеюсь, облегчат процесс обучения. Эта книга выходит со дня на день. - То есть по этой книге любой человек может научиться вокалу? - Может научиться даже медведь. - А когда лучше начинать учить ребенка вокалу? Можно ли научить вокалу взрослого человека? - На моих глазах произошла замечательная трансформация с двумя артистами. Одна из них - Кристина Орбакайте. Я помню первые ее записи, когда я думал про себя: «Ну, зачем она это делает? Без голоса, без подачи, без тембра… только позорит фамилию». Прошло порядка двух лет и она запела прекрасно. Второй артист – Леонид Агутин, который сейчас поет просто фантастически. - Слушатели спрашивают: какой фильм в последнее время произвел на Вас большее впечатление? - Я перескочил на сериалы, если честно. К сожалению, чаще снятые не у нас. К примеру, «Карточный домик». - Слушатели отмечают, что Вы у них помимо музыки ассоциируетесь с едой. Смотрите ли Вы кулинарные программы? - Специально не смотрю, только если перескакиваю с канала на канал и там лихая, экстремальная кулинарная передача. Есть замечательный человек, который с маленьким столиком и плиточкой ездит по миру, вылавливает каких-то ракообразных, диких пауков и тут же готовит. Это очень натурально. Вообще, не демонизируйте мою любовь к еде (смеется). - Приходилось ли Вам петь для блатных в 90-е? Был или интересные случаи с этим связанные? - Я не могу назвать это интересным. Сейчас вспоминаю это, как хорошее криминальное кино Скорсезе. Слава Богу, все остались живы. Дело в том, что блатные тоже оказались людьми и они очень любили «Машину времени». Поэтому нас не ставили на бабки, а в основном, бились за право нас защищать. А защищать было не от кого. Один раз нас не совсем честным путем завлекли на день рождения одного авторитета недалеко от Казани. Вот тогда мы находились во взведенном состоянии, потому что не знали все тонкости этого «этикета», боялись что-то не так ответить. Но сутки продержались, без проблем. - Ваша аудитория по умолчанию имеет IQ выше среднего. Замечали ли вы изменения в отношениях с аудиторией в разные периоды своего творчества? - Честно – нет. Часть аудитории взрослела с нами, потом появлялись их дети, внуки. Так что в возрастном смысле аудитория расширялась. - Вы неоднократно сидели в жюри КВН. Что можете сказать про Клуб Веселых и Находчивых? КВН уже не тот? - При всем моем уважении к таланту Александра Маслякова, ан котором все это держится, они сами себе сегодня ставят очень много рамок. В шутить в узком канальчике довольно сложно. Настоящий юмор смешной, когда он не знает границ. -Про «Машину Времени» такое говорят? - Бывает. Это абсолютно понятный психологический эффект. Человек вспоминает прошлую музыку не потому, что она была лучше, а потому, что он был лучше и девки были моложе, и на него чаще заглядывались. А сегодня – у него брюшко выросло, у жены – двое детей, да и музыка уже не та. - Вы всем довольны, что сделали на музыкальном поприще? Есть ли песни, которые хотите переделать? - Я не занимаюсь такой подробной оценкой. Просто стараюсь сделать все настолько хорошо, насколько могу. - Есть ли у Вас вопрос, на который не можете найти ответа? - Есть. «Когда вы перестанете играть?» Я могу назвать любую дату, но это будет неправда. Я не знаю, когда мы перестанем играть. Ближайший концерт Андрея Макаревича и Yo5 состоится 16 ноября в Театре эстрады в Москве.

Андрей Макаревич рассказал, почему в блатные 90-е его никогда «не ставили на бабки»
© Национальная Служба Новостей