Мы пишем бетоном повесть, сталью тверда рука: один из первых самарских метростроевцев рассказал, как начинали возводить подземку

В Куйбышеве после 1945 года остался рад эвакуированных заводов. После войны, когда ударными темпами начала развиваться экономика, местные рабочие испытывали значительные проблемы с тем, чтобы быстро добираться до предприятий: в городе ездили электропоезда и трамваи, но они часто не справлялись с потоком пассажиров. Так продолжалось несколько десятков лет. Поэтому план строительства метро был продиктован временем. Когда в Куйбышеве приняли решение о возведении подземки, одним из тех, кто не побоялся трудностей и выбрал профессию метростроевца, был Евгений Телегин. Он рассказал sovainfo.ru о буднях тех, кто создавал знаковый объект. Начало пути к мечте По словам Евгения, он с самого детства замечал, что жители города хотели иметь метро. Люди постарше хорошо помнят, что во времена Великой Отечественной наш город стал настоящей Запасной столицей. Но с возведением такой нужной Куйбышеву транспортной инфраструктуры медлили. Лишь в самом конце семидесятых в городе объявили набор в метростроевцы. Евгений Телегин в то время только пришел из армии и сразу же откликнулся на это предложение. В начале всю бригаду отправили учиться в город Горький, современный Нижний Новгород, вспоминает мужчина. Чуть позже стараниями куйбышевцев там появилась станция "Московская". - Тогда везде лозунг на плакатах висел, который мне навсегда запомнился: "Мы пишем бетоном повесть, сталью тверда рука. Строим метро на совесть, строим метро на века". Думаю, мы не оплошали, все сделали как полагается. Ведь до сих пор многие жители двух городов пользуются результатами нашего труда. В Куйбышеве работы начались в зиму: с октября 1980-го и до нового 1981 года укладывались первые метры будущей подземки. Копали обыкновенным тросовым краном. На старте делали земляную подготовку, а потом занимались бетонированием. Много работали руками, к примеру, собирали чугунные тюбинги. Это полусферы, из которых конструируется кольцо – часть туннельного основания для метро. Болты и винты крутили прямо на улице, несмотря на холод и капризы погоды. Фото: архив героя публикации Опасный труд Работа под землей, как можно догадаться, не предполагает комфортных условий. Но это еще полбеды, иногда за ошибки и невнимательность рабочие отдавали свои жизни. - Когда стажировались в Нижнем Новгороде, случилась трагедия. Там на площадке много песка было. Мы забивали сваи, между ними доски ставили, чтобы ничего не осыпалось, но что-то пошло не так. Деревяшки отвалились и в одно мгновение моих знакомых завалило песком, погибли ребята. Там же, в Горьком, пробивали туннель возле железнодорожного вокзала и повредили электрический кабель. Некоторые работники из-за несоблюдения техники безопасности получили удар током. Остались живы, вспоминает Евгений, но лопаты, каски опалились огнем – все почернело, обуглилось и оплавилось. Экстремальные случаи происходили нечасто. А вот необычных было предостаточно. По словам метростроевца, в Самаре возле станции "Алабинская" в туннель заползла огромная змея – почти с человеческий рост. Рабочие долго думали, что с ней делать. А когда поднялись наверх, объявился хозяин. Оказалось, мужчина рядом в траве выгуливал своего экзотического питомца. Змею поймали и отдали владельцу. Фото: архив героя публикации В восьмидесятые годы члены бригады и работали, и жили вместе – в общежитии. После тяжелого дня часто шутили друг над другом. Один из знакомых Телегина приготовил тогда на общей кухне курицу. В комнате налил себе немного и пошел за птицей, но ее уже и след простыл. Раздосадованный решил выпить, но и тут его ждал сюрприз: вместо крепкого там уже была вода. Времена дефицита – рот не разевай, вспоминает Евгений. Как метро изменило Куйбышев Возвращаясь непосредственно к истории города, можно сказать, что подземка была очень нужна местным жителям. После ее строительства областная столица преобразилась, людям стало легче добираться на работу. Если раньше многим куйбышевцам приходилось держаться на подножках трамвая или свисать с электричек из-за нехватки мест в транспорте, то с появлением метро условия жизни стали более комфортными. И по сей день в Самаре действует метрополитен, правда, ситуация немного поменялась. Теперь застраиваются север и юг, а основная культурная жизнь протекает в историческом центре. - Несмотря на это считаю существующую ветку актуальной. Поддерживаю новые инициативы. Возможно, пора переходить к надземным подвесным эстакадам. В мегаполисах они уже есть, - отмечает Телегин. Фото: СОВА Евгений после приостановки возведения метро в городе также успел приложить свои силы к строительству детских садов. Метростроитель на пенсии В Самаре сегодня ведется строительство новой станции метро – "Театральной". Но ветку продлевает уже новое поколение специалистов. За это время поменялись и техника, и технологии. Евгений Телегин, конечно, следит за новостями о том, как идут работы. Но сам находится на почетном отдыхе. Правда, довольно активном: часто выезжает на природу, занимается коллекционированием и даже увлекся серфингом. - Со старыми товарищами собираемся на рыбалку и по грибы. Даже в молодом возрасте, когда начинался сезон, мы за ними всегда отправлялись в свободное время. Нашел еще одно занятие себе – коллекционирую старинные гармони. Храню инструменты мастера Чулкова, который жил в дореволюционной Самаре. Его считают создателем русского баяна. Понравился по внешнему виду и по звучанию этот инструмент. Теперь учусь играть на нем. Некоторые мелодии вполне в состоянии воспроизвести и знакомых даже подучиваю. "Подмосковные вечера", "Цыганочка", "Там, вдали, за рекой", "Крутится, вертится шар голубой" - это все мой репертуар. Фото: СОВА

Мы пишем бетоном повесть, сталью тверда рука: один из первых самарских метростроевцев рассказал, как начинали возводить подземку
© СОВА