Мастер неорусского стиля: три главных проекта Владимира Покровского

Владимир Покровский – уникальный российский и советский архитектор. В этом году исполнилось 153 года со дня его рождения. Работая на рубеже XIX и XX веков, мастер оказал огромное влияние на стиль своего времени и даже целой эпохи.

Мастер неорусского стиля: три главных проекта Владимира Покровского
© Главгосэкспертиза России

Первые шаги

Несмотря на то, что Покровский родился в Москве, ему, как и большинству архитекторов, пришлось переехать в Петербург. Тогда каждому будущему зодчему было важно окончить Высшее художественное училище при Академии Художеств.

Уже после второго курса он взялся за первую работу – помощником у известных архитекторов. Владимир Александрович вел надзор за работами по проектам академиков Виктора Шретера и Роберта Марфельда.

Позже он становится ассистентом Леонтия Бенуа. Благодаря ему будущий мастер смог познакомиться с опытом строительства собора Александра Невского в Варшаве и реставрации Софийского собора в Царском Селе.

Такая проектная работа помогла ему начать формировать собственный стиль: у Владимира Александровича была возможность скрупулезно изучать архитектуру Владимира, Ярославля и других городов России. Именно это заложило в нем любовь к древнерусскому искусству.

Уникальный стиль

Главные черты своего почерка зодчий выработал уже к 1905 году. Им он оставался верен на протяжении всей творческой жизни.

Среди них: смешение исконных стилей разных губерний Российской империи, проектирование не только частей зданий, но и отдельных деталей интерьера: например, Покровский известен тем, что самостоятельно придумывал мебель и для религиозных, и для светских построек.

Мастер использовал все виды строительных материалов: дерево, дикий камень, кирпич, железобетон, стекло, а также способы декорирования: фреска, лепнина, мозаика и прочее.

Следуя основным выработанным приемам, в последующие годы он лишь улучшал их, доводя до совершенства.

Три главных проекта

I. Железнодорожный Императорский павильон в Царском Селе

На рубеже XIX-ХХ веков из Петербурга в Царское село была проложена специальная Императорская ветка железной дороги. Начиналась она у монаршего павильона Витебского вокзала, шла параллельно основной железной дороге, а потом уходила в направлении села Кузьмино.

Движение по этой ветке открылось в 1902 году. Но, к сожалению, почти через 10 лет старое здание Императорской станции полностью сгорело.

Поэтому в 1912 году по проекту Владимира Покровского был сооружен новый Царский вокзал. Конечно же, в неорусском стиле. Уникальные детали можно перечислять бесконечно:

- вход оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах;

- два ряда стилизованных килевидных кокошников образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру;

- на вершине постройки расположились золоченый купол и герб.

Дополняли отделку входные двери, украшенные орнаментом из шляпок гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями.

В таком виде расписной терем-станция проработал до 1918 года. После этого здание лишили всех царских деталей и превратили в общежитие работников Путевого ремонта механического завода. Полностью расселили сооружение в 1970-м году.

Сейчас объект внесен в перечень объектов культурного наследия федерального значения. В планах – провести реставрацию здания, восстановить вокзал и перрон.

II. Отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде

В XIX веке Нижний Новгород начали называть «карманом России»: здесь с 1822 года проходила одна из крупнейших в мире ярмарок – Нижегородская, на которую съезжались купцы со всей страны и из других государств Европы и Азии.

Долгое время денежные операции здесь проводила ярмарочная временная контора Государственного банка России. Но оборот рос, и она с трудом справлялась с большим количеством задач. В 1909 году директор банка Николай Полянский предложил построить комплекс зданий специально для отделения Нижнего Новгорода. Поводом послужили два юбилея: 50-летие Государственного банка Российской империи и 300-летие дома Романовых.

Для нового здания выбрали участок на главной улице города – Большой Покровской. Вскоре Государственный банк объявил конкурс проектов. В нем участвовали знаменитые архитекторы того времени: Федор Шехтель, Алексей Щусев и другие. Но лучшим признали проект Владимира Покровского.

Здание с флигелем возвели быстро: строительство началось 5 мая 1911 года, а уже в ноябре рабочие приступили к отделке внутренних помещений. Освятили сооружение 14 мая 1913 года.

Внешне здание напоминало старинные белокаменные палаты. Цоколь отделали серым гранитом из Финляндии, а остальной фасад – белым уральским камнем. Крыльцо завершал эмалевый шатер с гербом Нижнего Новгорода – оленем. Дополняли ансамбль кованая ограда и Часозвоня – башенка с часами.

Мастер работал в своей манере: дом украсил резьбой по собственным эскизам, арочные окна – наличниками, высоким шпилем. Однако интерьеры он предложил оформить легендарному художнику Ивану Билибину, который также увлекался древнерусским искусством.

Интересно, что на втором этаже Покровский разместил операционный зал – большое помещение площадью более 800 кв. метров со сводчатым потолком. Для этого он разработал специальную опорную систему: вместо колонн 13-метровый потолок удерживала металлическая сетка. Так посетителям ничто не мешало любоваться росписями. Однако в операционном зале повесили настолько тяжелые латунные люстры – около 500 килограммов каждая, что Покровскому пришлось подписать документ-гарантию: потолок выдержит и не упадет.

Банк торжественно открыли 17 мая 1913 года. В этот день здание посетили Николай II, министр финансов Владимир Коковцов и министр внутренних дел Николай Маклаков.

Таким образом, в 2024 году сооружению исполняется 111 лет. Оно не закрывалось ни во время мировых войн, ни во время Гражданской. Сейчас там размещается Волго-Вятское главное управление Центрального банка России, поэтому доступ в него ограничен.

III. Государственная Ссудная казна в Москве

Торжественные празднования 300-летия династии Романовых, безусловно, затронули и Москву. Одним из подарков будущей столице стало строительство Государственной Ссудной казны в Настасьинском переулке.

Проект разработали архитектор Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус. Согласовал строительство лично император Николай II.

Изначально Покровский подготовил проект главного корпуса Ссудной казны в классическом стиле, но министр финансов Владимир Коковцов рекомендовал выбрать фирменный стиль мастера – неорусский. Тогда архитектор создал еще один вариант: он обратился к нарышкинскому барокко.

Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году. Получился древнерусский терем из трех блоков – корпуса и кладовых в левом и правом крыльях.

Фасад здания украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами – листьями и розетками. Первый этаж отделан бриллиантовой рустовкой – кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид. На втором этаже расположился ряд маленьких окон с резной окантовкой, а в центре – надпись «Российская Ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916».

По краю крыши разместили орлов с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли.

Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Внутри – вестибюль с колоннами, который ведет в зал с каменной парадной лестницей на второй этаж. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла – через него в здание проникает дневной свет.

Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. По одной из версий, эскизы для потолочных росписей создал художник Иван Билибин, по другой версии – сам архитектор Покровский.

Несмотря на время, интерьеры казны в основном остались прежними. Только поменялся второй этаж – раньше его занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты Центрального банка Российской Федерации.

Мастер-преподаватель

Помимо создания утонченных объектов архитектуры Покровский также активно занимался преподавательской деятельностью. В какой-то момент Владимир Александрович вел свои курсы сразу в трех крупных университетах, лучших вузах страны:

- во Втором Политехническом институте – одном из первых учебных заведений Петербурга для женщин;

- в Институте гражданских инженеров;

- в Академии Художеств.

Интересно, что творческая деятельность Покровского прервалась с приходом к власти Советов, но преподавать он продолжал вплоть до самой смерти, 30 апреля 1931 года в Ленинграде.*

*Информация подготовлена на основе открытых источников.

Фото: Wikimedia Commons/Unknown author, Wikimedia Commons/Виктор Лимаренко (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Butsenin (CC BY-SA 4.0)