Помощь идет: Как живут люди в курском приграничье

Курское приграничье продолжает держаться в стабильном напряжении во всех смыслах. ВСУ предпринимают новые попытки прорыва государственной границы - теперь южнее Суджи и Коренево, подбираясь к белгородскому участку. Как живут люди в этих условиях? В хладнокровном внимании к оперативной обстановке и безмерной взаимной поддержке.

Помощь идет: Как живут люди в курском приграничье
© Российская Газета

В пунктах выдачи гуманитарной помощи они получают необходимые текстиль, продукты питания, средства гигиены и игрушки для малышей. Сюда со всей страны идут фуры с необходимым для разворачивания пунктов временного размещения (ПВР). "Везут палатки, постельные принадлежности и другое оборудование для их работы, - рассказывает заместитель директора департамента информационной политики МЧС России Артем Шаров. - Также с людьми работают наши психологи".

Последнее - едва ли не важнее тишины и уюта комнат в ПВР. Люди встревожены. Оставив в приграничье не только дом, но и привычный уклад жизни, многие не могут представить перспективы дальнейшей жизни. Им помогают психологи, их согревает поддержка волонтеров. И напряжение немного спадает. Конечно, многие хотят вернуться домой и готовы идти по полевым дорогам хоть пешком. Не в дом, а домой...

Грохот ПВО в ответ на ракетный удар разделил и поздний курский вечер 10 августа на до и после. Обломки сбитой вражеской ракеты рухнули на многоэтажку. Взрывная волна прошлась по остеклению и фасаду, сметая хрупкие преграды и играя конструкциями зданий. "В результате пострадали 15 человек, все получают необходимую медицинскую помощь, - сообщил врио главы региона Алексей Смирнов. - Дал поручение как можно быстрее подготовить документы и оказать помощь жителям дома, имущество которых повреждено".

За официальными комментариями - судьбы людей. Ранения многих - результат неожиданного удара, который застал уставших от переживаний последних дней курян в расслабленной домашней атмосфере. Кто-то не успел спрятаться в ванную, кто-то спал и не слышал рев сирены. В круговерти этих напряженных дней последнее - немудрено.

После вероломного удара жители были вынуждены ночью сначала убирать хрустящую под обувью стекольную крошку, приводить в условный порядок квартиры после взрывного ЧП, а потом искать себе дом и кров. Выехавшие на место трагедии чиновники сразу предложили им перебраться в ПВР. Люди с горькой иронией отмечали, что в несколько мгновений они, принимающие беженцев, сами стали на них похожи. Но в ПВР пока никто не поехал: все остановились у родственников.

Мэр Курска Игорь Куцак, комментируя ночное происшествие, отметил, что коммунальные и дорожные службы начали приводить в порядок территорию вокруг дома еще ночью и продолжили утром. "Помимо этого дома повреждения выявлены на шести близлежащих, - сказал он. - Также повреждены два детсада, но там разрушения незначительные. Пострадали отделения банка и почты. Более 20 машин повреждено, три из них - утрачены полностью".

Тем временем жители Суджанского, Кореневского, Рыльского, Льговского, Глушковского районов продолжают размещаться в курских ПВР. Таковых в регионе уже около 30. Их разворачивают в том числе и в виде палаточных городков.

"Мы уезжали одними из первых из Суджанского района, села Замостье, - рассказывает Валентина Золотарева. - Они ведь и раньше нас обстреливали, и мы думали: ну, переночуем у знакомых, а утром поедем домой. Все же закончится... Но они били и били. Взрывалось рядом с нашим домом. А у меня мама в соседнем селе. Понимаю: надо выезжать. Но как я ее оставлю? Слава Богу, приехал брат, забрал маму, потом стали сами выбираться".

Друзья приютили, и первую ночь вместе с ребенком женщина просидела в коридоре, слушая грохот канонады. После решила: пора выезжать подальше от границы. "Мы ехали через Суджу, знаете, когда я увидела разбитые наши здания, прокуратуру, частные дома... я ребенку закрыла глаза, чтобы он этого не запомнил", - добавляет Валентина. Теперь она с семьей находится в ПВР в Курске, но оставаться здесь дальше не планирует. Брат зовет в северную столицу.

И таких, как Валентина, все больше. Заход украинской ДРГ на территорию Беловского района стал поводом для выезда семей из самой слободы Белой, а также близлежащих к ней сел и деревень. Связанные крепкими узами с белгородцами, беловцы стали сообщать о выезде подальше от границы. В результате жители уже белгородских Краснояружского и Ракитянского районов устремились в Белгород. Потом местные власти скажут, что необходимости эвакуировать жителей этих муниципалитетов не было, однако решение многих временно покинуть дом было верным. В Курской области чиновники также назвали выезд беловцев добровольным, а не обязательным, но в который раз одобрили этот шаг.

Когда ехала через Суджу и увидела разбитые здания, Валентина ладонью закрыла ребенку глаза, чтобы не запомнил всего этого

"Временное отселение граждан из приграничных районов продолжается, за сутки с этих территорий убыли более восьми тысяч человек, - отметил Артем Шаров. - В пунктах временного размещения находятся свыше шести тысяч человек, и свободные места в них еще есть".

Здесь помогут всем. Пока гремит канонада, а российские защитники дают отпор вражеским подразделениям, самое важное для каждого курянина и белгородца - не поддаться панике. Они мужественно преодолевают свои страхи. И верят, что впереди у них - дорога домой.

Мы с вами

Из приграничных районов Курской области после вторжения ВСУ с 6 по 10 августа в более безопасные места эвакуировано уже более 76 тысяч человек. Об этом журналистам рассказал заместитель директора департамента информационной политики МЧС России Артем Шаров.

Для временного пребывания людей, вынужденных покинуть свои дома, в регионах создаются все условия проживания. Мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале сообщил, что за сутки в Курской области обустроили 24 пункта вместимостью до 20 тысяч человек со всем необходимым для проживания. "Задействованы 1000 сотрудников столичного Комплекса городского хозяйства, 345 единиц техники. Сделаем все возможное, чтобы поддержать жителей пострадавшей области", - пишет он. Столичные службы, по его словам, будут работать на месте столько, сколько нужно. "Мы с вами", - заключил Собянин, обращаясь к жителям Курской области.

Пункты временного размещения (ПВР) открыты в Орловской, Тульской, Воронежской и Калужской областях. Тем, кто вынужденно покинул жилье или пострадал от обстрелов, единовременно выплатят по 16 тысяч рублей. Принимает гостей Подмосковье. Губернатор Андрей Воробьев отметил, что уже приняли "424 человека, из них 330 - это дети, 50 - сопровождающие именно детей, а еще 50 - это престарелые". Для размещения детей подготовлено больше 400 мест в детских лагерях в Клину, Подольске и Пушкино. Куряне могут находиться в Московской области сколько потребуется. "Если понадобится, обеспечим для детей обучение как в школах, так и в пунктах временного размещения", - подчеркнул он.

Орловская область первой приняла попавших под удар ВСУ соседей. Уже утром 7 августа сюда из приграничных сел автобусами доставили в гостиницы и пункты временного размещения 77 человек. "Мы готовы принять столько людей, сколько потребуется, окажем любую необходимую помощь", - заявил глава региона Андрей Клычков.

Воронежские пансионаты и социальные центры в четырех муниципалитетах приняли 224 человека из Курской области. 199 человек привезли на автобусах, 25 прибыли самостоятельно. Среди гостей - почти 60 детей и 47 пожилых людей. Вынужденных переселенцев обеспечили не только крышей над головой, питанием, медицинским обслуживанием, но и предметами первой необходимости. Для приехавших и поселившихся самостоятельно в организации "Общие дети" открыт прием заявок на предметы первой необходимости.

Распахнула двери как для детей, так и для целых семей и Чувашия. Глава республики Олег Николаев заявил: "Здесь они смогут отдохнуть и восстановиться в максимально комфортных условиях".

Больше 120 жителей курского приграничья прибыли в Тулу. Готовность принять курян изъявили Санкт-Петербург и Ленинградская область. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что из районов проведения антитеррористической операции область примет и разместит до 150 человек. Гуманитарную помощь для отправки в Курск уже собирает волонтерский штаб "МыВместе" в Гатчине. Менее чем за двое суток ленинградцы собрали почти миллион рублей и закупили необходимые материалы... И нет региона, который не протянул бы руку помощи прифронтовым областям.

Поготовил Антон Валагин