В Уфе открылась выставка семейных художников

В галерее "Ижад" - филиале Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова - летние каникулы. Нет, она не закрылась на отдых, наоборот, открыла выставку с таким названием. Точнее, "Летние каникулы" - это проект, который уже пятое лето знакомит уфимцев и гостей города с живописью, графикой, скульптурой, арт-объектами и произведениями декоративно-прикладного искусства.

В Уфе открылась выставка семейных художников
© Российская Газета

У нынешних "каникул" - семейная тематика. В экспозиции представлены произведения творческих семей ведущих художников Башкортостана. Они уютно разместились в четырех модулях, образно говоря, семейных гнездах.

Полотна заслуженного художника России и Башкортостана, преподавателя Уфимского училища искусств Сергея Игнатенко соседствуют с избранными научными работами - альбомами-каталогами - его жены, искусствоведа, заместителя директора Нестеровского музея по научной работе, заслуженного деятеля искусств Башкортостана Светланы Игнатенко. Эти издания - кладезь тщательно проверенной и перепроверенной информации, своего рода энциклопедия.

Живопись и графика заслуженных художников РБ, преподавателей Детской художественной школы №2 Ольги Самосюк и Бориса Самосюка логично дополняют друг друга, показывая широту и глубину художественных воззрений авторов.

Неуловимой нитью, особой атмосферой и мироощущением, связаны картины заслуженного художника РБ, преподавателя Уфимского училища искусств Филарета Шагабутдинова и гобелены его супруги - мастера декоративно-прикладного искусства Людмилы Шагабутдиновой.

В модуле Гилязетдиновых соединились графика отца - заслуженного художника РБ Салавата Гилязетдинова и работы его детей - Гульназ Иксановой и Азамата Гилязетдинова.

Кроме несомненной эстетической ценности - за редким исключением произведения хранятся в фондах Нестеровского музея, - выставка несет просветительский посыл: в каждом модуле можно заочно познакомиться с авторами работ, узнать об их регалиях, профессиональных успехах, порой занимающих несколько страниц, творческих биографиях, художественных концепциях. Это удивительные люди, создавшие целые миры: буквально каждое произведение наполнено не просто образами и настроением, а глубокой философией, нужно только хорошенько вглядеться. Их творчество органично вошло и в чем-то определило изобразительное искусство республики.

Фото: Гульназ Данилова/РГ

Так, искусствовед Светлана Игнатенко обогатила его сотней научных работ. Она - автор концепций экспозиций более 500 выставок и более 100 кураторских проектов. Идея выставки "Летние каникулы" также принадлежит ей, она же курирует проект.

О ее муже, Сергее Игнатенко, известный в республике журналист и художественный критик Александр Касымов (1949-2003) в свое время писал так: "... Игнатенко - сам себе направление. Это очень трудно. Он не западный и не восточный. Он не северный и не южный. Понаблюдаем за изменениями, которые происходят в его живописи, и постараемся понять Игнатенко как Игнатенко. В полной его автономности и, возможно, даже замкнутости. Из этого одиночества должно непременно произойти что-то новое. И оно, новое, уже происходит. Художник - этот homo creator - творит свой художественный мир дальше".

О принципах своего творчества Филарет Шагабутдинов говорит так: "В своих картинах я не пишу сиюминутных переживаний человека, поэтому не вижу необходимости акцентировать внимание на цвете глаз, губ и т.д. Мои персонажи статичны, несуетны и лишены второстепенных деталей".

Все экспоненты - состоявшиеся личности, члены Союза художников России. У каждого - свой узнаваемый стиль, который не спутаешь ни с чьим другим. И все же есть нечто общее - тот самый отказ от "сиюминутных переживаний", какой-то вселенский охват мира, погружение в его историю с выходом к вечному.

Так, экспонаты собранные в модуле Гилязетдиновых, объединяет тема пути, движения, исторической памяти. Несомненно, дети выросли под влиянием эстетики отца, о котором искусствовед Ирина Оськина сказала, что он "ощущает себя путником во времени, а история человечества представляется ему как его личная история, только до его собственного первого крика и первого шага. Отсюда - страстный интерес к тому, что происходило за века и тысячелетия до него и что как бы было увертюрой к его собственной жизни".

Творчество - сфера тонкая, очень индивидуальная. Поэтому возникает закономерный вопрос: как в одной семье живется двум художникам?

- Построить семейную жизнь вообще не так просто, но если в основе лежит любовь и взаимное уважение плюс есть общие профессиональные интересы, мне кажется, это делать легче, - считает Ольга Самосюк. - В сентябре мы с Борисом отметим 40 лет совместной жизни, за это время ни разу не поссорились. За 40 лет у нас уже выработался одинаковый взгляд на многое. При этом никто друг под друга не подстраивается. Можно даже не спрашивая, выбрать, например, одну и ту же вещь в подарок. Обсуждаем ли мы творческие планы? Да, мы постоянно говорим - не по поводу конкретных работ друг друга, а на теоретические или абстрактные темы, и эти разговоры порой дают определенное направление мыслям. У нас общая мастерская, и мы видим этапы работы друг друга. У нас примерное одинаковый взгляд на жизнь, на то, что такое порядочность, добро и зло. Я думаю, это главные вещи. А еще - общий интерес к истории, потому что современность больше расстраивает, а когда идет какой-то временной отрыв от сегодняшнего времени, все гадости "расползаются" и остается некое, может быть, даже излишнее романтическое представление о древности. Только у меня уклон в археологию, фольклор, а у Бориса - в философскую сторону, в историю религии, которую он исследует с культурологической точки зрения.