Войти в почту

Владимир Машков вернул спектакль "Смертельный номер" в "Табакерку"

В "Табакерке" большая премьера - на сцену возвращается спектакль Владимира Машкова "Смертельный номер". Тридцать лет назад - в 1994-м - он стал абсолютным хитом, с ним театр объехал полмира. Покорили зрителей и критиков, а самого Олега Табакова убедили в том, что его талантливые ученики созрели для самостоятельного плавания в театральном море.

Владимир Машков вернул спектакль "Смертельный номер" в "Табакерку"
© Российская Газета

Не устарела ли за эти годы пьеса Олега Антонова? Не покажется сегодняшнему зрителю "вчерашним днем"? Сюжет, интрига, диалоги те же. Спектакль о судьбе творца, о жизни и смерти, дружбе и предательстве... Время изменилось и по-новому расставило акценты - но оказалось, что спектакль по-прежнему и свеж, и актуален. "Эта история - еще и о стране, - напоминает режиссер Машков. - Если вы заметили, события здесь происходят в 1913 году. Накануне потрясений, перед началом Первой мировой войны".

Ночь. Под самым куполом цирка любимец публики, блестящий клоун репетирует свой лучший номер. Вдруг - крик! Артист срывается и разбивается насмерть - и в тот же момент из него выскакивает душа: четыре клоуна - Белый, Черный, Рыжий и Длинный. Каждая маска - это он, хотя так непохожи. При жизни все они умещались в нем и сосуществовали - теперь же все вольны, как птицы. Что тут началось? Забыв, что все они, по сути, только разные стороны одного целого, - освобожденные клоуны готовы перебить друг друга, потому что каждый уверен: именно он достоин занять место погибшего на арене и в жизни...

"Смертельный номер" был написан специально для Театра Олега Табакова и его артистов - так что взяться за нее, как за прямое наследие труппы, решили не случайно. Тридцать лет назад эту историю преподнесли в подарок своему учителю: Олега Павловича даже не пускали на репетиции - пригласили сразу на премьеру. И Табаков - как вспоминает Владимир Машков - искренне радовался и гордился своими учениками. Теперь этот исключительно психологический материал - скорее, как экзамен. Проверка молодых артистов "Табакерки" и театра в целом - насколько он жизнеспособен?

- Для всех нас роли в "Смертельном номере" стали подарком, - признается актер Владислав Миллер. Он играет Рыжего клоуна. И вспоминает про Андрея Панина, ушедшего из жизни, - раньше он играл эту роль, влюбляя в себя всех. - У нас с ним совпадают дни рождения. Я узнал об этом случайно на репетициях. Конечно, для меня это стало знаком. Я вдохновлялся и его образом, и спектаклем, который видел в записи. И все же наш "Смертельный номер" - не повторение. Мы другие люди, сейчас другое время, другие мысли у Владимира Львовича. Хотя эта история по-прежнему - про миссию артиста, про то, что за кулисами.

В финале на поклоны без конца выходят те, кто участвует в "Смертельном номере". На сцене зрители видят только четырех артистов - какие фокусы, иллюзионы, фейерверки и акробатические трюки! Клоуны достают "кроликов" из шляп, дышат огнем, исчезают в деревянных ящиках и вырастают буквально из-под земли... Но видимость скрывает сложную работу всех цехов. Без них не будет никаких артистов.

"Если честно, - делится Черный клоун, актер Севастьян Смышников, - было совсем непросто сочетать артистический темперамент с мелкой моторикой. В фокусах ведь постоянно работают пальцы, кисти рук - да еще так, чтобы этого зритель не замечал". Для Смышникова "Смертельный номер" стал спектаклем о борьбе с самим собой: "Самое удивительное, что все эти клоуны вместе есть в каждом из нас".

Здесь все, как в настоящем цирке. Реплики - искрометные, восторг - детский, рот до ушей. Но стоит забыться в этом беззаботном мире - потусторонний вой тотчас напоминает клоунам, что все они на самом деле уже мертвы, разбились. Это как если все вокруг на празднике, а у тебя в голове мысли о собственной смерти. Как с этим жить? Взрывать хлопушки, сыпать конфетти и делать трюки, не думая, что рано или поздно услышишь леденящий вой. И ощущение - Машков его определяет просто, - когда "вся жизнь пролетает перед глазами".

Здесь все, как в настоящем цирке: реплики - искрометные, восторг - детский

Олег Антонов, сценарист, не в первый раз работает с режиссером Машковым. Этим тандемом созданы полюбившиеся зрителям работы: помимо "Смертельного номера" - и "Трехгрошовая опера" в "Сатириконе", и кинофильм "Сирота казанская". Антонов уверяет: "Сегодня Владимир Машков - абсолютно состоявшийся, глубокий, остро чувствующий время актер и режиссер. Тридцать лет назад, конечно, у нас была другая энергия. Но самые главные в жизни понятия не изменились. Поэтому вернулись к этому спектаклю".

Машков вспоминает, как любил "Смертельный номер" Юрий Никулин: великий клоун следил за спектаклем так, что словно сам проживал происходящее на сцене. А после говорил артистам за кулисами: "Ребята, если вас выгонят из театра, я возьму вас в цирк". Могла для них быть выше похвала? Игравшие в том давнем спектакле Сергей Угрюмов (Клоун) и Виталий Егоров (Белый клоун) сегодня - ведущие артисты "Табакерки". Они же - ассистенты Машкова в работе над новой версией. Какой она вышла? Можно увидеть в ближайшие дни - 8, 16, 17, 25 и 26 июня.

Дословно

Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова

- У спектакля "Смертельный номер" тридцать лет назад была счастливая судьба: его любил зритель и ценил Олег Павлович. В тяжелые 1990-е, мне кажется, он смог стать тем искусством, которое, как писал психолог Лев Выготский, "есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни". И я очень рад, что спустя столько лет на сцену выйдет новое поколение, продолжающее жизнь русской психологической актерской школы... Да, в зале другие люди, мы живем в другой стране, но... Желания, метания и поиски смысла жизни - вне времени.

Каждый выход на сцену для настоящего артиста - смертельный номер. В цирке это часто связано с реальной опасностью. Для артистов кино и театра творческий провал - подобен смерти. Но если шире: разве не все люди - артисты? Разве не вся наша жизнь - смертельный номер? Мы же заранее не знаем: удастся - или случится провал. А все равно - идем по жизни. Потому что нельзя не идти.