Войти в почту

Аборигены Камчатки: зовут гостей в этнодеревню и не могут отказаться от погребальных костров

Что представляют собой коряки Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова Название этого народа указывает на священное животное. «Кор» в переводе с местного наречия значит «олень», а само слово «коряки» – это «люди оленей». В настоящее время коряки обособленно живут в Пенжинском, Тигильском, Олюторском, Карагинском районах Камчатского края, а также в Магаданской области и Чукотском автономном округе. Они тесно общаются с другими народами в северных селах, где наблюдается смешанное проживание этносов. Например, в Аянке Пенжинского района ­– с чукчами и эвенами. По данным переписи 2021 года, общая численность коряков составляет 7485 человек. Традиционный образ жизни у кочевых и оседлых существенно различается. Первые вынуждены постоянно перемещаться по мере того, как их стада поедают всю растительность на плодородных пастбищах. Оседлые же проживают на одном и том же месте, занимаясь различными видами ремесел. Особой группой являются алюторцы: они сочетают и рыболовство, и оленеводство. Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова Традиции Издавна коряки живут в тесной связи с природой. Главные праздники у них связаны с родом занятий, животным миром и природными явлениями: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита и морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых – осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца. Связь с природой прослеживается и в похоронном обряде. К смерти некоторые коряки до сих пор готовятся заранее, еще при жизни человеку шьют погребальную одежду, оставляя ее немного незавершенной. Считается, что если дошьешь ее до конца, человек и умрет. Сама смерть не воспринимается чем-то конечным. В мировоззрении народа насчитывается пять связанных между собой миров, а живые и мертвые могут помогать друг другу силами природы. Фото: Российский этнографический музей «Примечательно, что в настоящее время только коряков вместо традиционного захоронения предают сожжению на погребальном костре», – сказала председатель ассоциации учителей родного языка, литературы и культуры малочисленных народов Севера Камчатского края, корячка Маргарита Килик. Она родилась в селе Манилы Пенжинского района в семье оленеводов. Как и большинство местных детей, училась в интернате, где дети из числа малых коренных народов живут с сентября по май. Это практически единственная возможность для многих кочевых представителей КМНС получить среднее образование. Летом она приезжала помогать родителям вести хозяйство. Язык Cегодня говорящих на корякском языке становится меньше, носителями являются в основном пожилые люди. Молодежь общается по большей части на русском. Фото: Российский этнографический музей «Чуть меньше 1500 тысяч человек продолжают использовать корякский язык, письменность которого – на основе кириллицы. Часть из них знает язык в той или иной мере: говорят или понимают, но не говорят», – сказала представительница народа. В Корякском округе ведутся факультативы по корякскому, чукотскому, ительменскому языку (ковран), в Быстринском районе – эвенскому языку. Для сохранения родных языков также активно развиваются разговорные семейные и возрастные клубы. Основные промыслы Кочевые коряки занимаются оленеводством, в течение года они совершают несколько перекочевок. Весной, перед отелом, оленей перегоняют на пастбища, защищенные от ветра и богатые мхом. Здесь самки и рожденные ими телята содержатся до конца мая. Вместе с ними для присмотра и ухода за оленятами находятся все члены стойбища. Затем уже с окрепшими телятами пастухи перегоняют оленей на летние пастбища – в горы или на морское побережье. Фото: Российский этнографический музей «Самые яркие воспоминания из детства – это летовка, когда на все лето пастухи уходили кочевать с табуном оленей. Это постоянные кочевки, новые места, всюду тундра. Мы с сестренкой помогали маме принести воды, развести костер, чтобы приготовить пищу для пастухов. Мальчики работали наравне с мужчинами: пасли оленей, носили дрова, рыбачили. Иногда мы напрашивались с папой в дневное дежурство – это сложнее, чем в ночное, потому что днем жарко, много гнуса. И олени постоянно в движении. Тем не менее, мы любили ходить с папой – во время чаевки он рассказывал много корякских сказок, вспоминал стариков, интересные истории перемежались с его песнями», – поделилась Маргарита Килик. Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова Иной образ жизни ведут оседлые коряки, у которых основной промысел – прибрежное рыболовство. Морскую рыбу, главным образом лососевую, ловят при заходе в реки во время рунного хода. Летний рыболовный сезон продолжается с конца июня до конца августа. В это время коряки массово заготавливают на зиму вяленую рыбу и икру. Зимой коряки занимаются подледным ловом наваги. Другие занятия Сухопутная охота до настоящего времени является одним из важных хозяйственных занятий коряков. В основном добывают горного барана, дикого оленя, бурого медведя. Занимаются коряки и морской охотой – ловят сетями тюленей и заготавливают их мясо и жир на зиму. Со времени прихода на Камчатку русских важным промысловым занятием для всех групп коряков стала пушная охота. Промышляют соболем, лисой, горностаем, белкой. Пушнина в прошлом использовалась для уплаты ясака, ее активно покупали русские купцы. Фото: Российский этнографический музей С древности и по сей день коряки уделяют большое внимание сбору дикоросов: корни, листья, плоды съедобных растений употребляют в пищу и заготавливают впрок. Некоторые растения используются в лечебных целях. «В июле–августе шла ягода, мы собирали с мамой сладкие коренья. Захватывающие пейзажи открывались перед нами, если мы оказывались на какой-либо возвышенности. А вот грибы, как правило, при кочевках нам не доставались – олени впереди успевали съесть, это их лакомство», – вспоминает Маргарита. Также у оседлых представителей народа важное место занимает собаководство. Долгое время коряки разводили собак только для запряжки в сани, однако затем стали прибегать к их помощи при охоте. Так, карагинские коряки на собачьих упряжках охотились на морских животных. Что происходит сейчас По словам корячки, урбанизация отразилась на традиционной жизни народа. Молодежь устремилась в город, и лишь единицы возвращаются на родину. «Зачастую молодые люди не социализированы к законам городской жизни – бросают учебу, начинают злоупотреблять алкоголем, им тяжело найти работу. При этом на родину возвращаться не желают. Это большая проблема», – отметила она. При этом, по ее словам, в Корякском округе при наличии ресурсов не развивается этнотуризм, который бы мог улучшить текущую ситуацию. «Пока мы говорим в семьях, пока мы будем пытаться передать язык своим детям и внукам, культура и язык сохранятся. Во всяком случае, мы стараемся это делать», – подытожила Маргарита Килик. Познакомиться с культурой коряков можно на Камчатке. Там, в этно-деревне на берегу Култучного озера, традиционно проводится национальный обряд, на который могут попасть все желающие. Старейшины обращаются к местам и духам земли, чтобы год у коряков прошел хорошо и мирно. «ФедералПресс» рекомендует ознакомиться с Энциклопедией коренных народов России. Фото: Российский этнографический музей

Аборигены Камчатки: зовут гостей в этнодеревню и не могут отказаться от погребальных костров
© РИА "ФедералПресс"