Войти в почту

Сюрреалистичное решение знакомой истории - спектакль, который вызывает вопросы без ответов

Фестиваль "ЧАТ" закрылся спектаклем "Иностранец" театра "Школа драматического искусства" из Москвы. 6 апреля на камерной сцене Академического театра драмы состоялся показ спектакля "Иностранец" московского театра "Школа драматического искусства". Меня зовут Анна Воробьёва, и я не театральный критик, поэтому данный текст не является рецензией, прошу воспринимать его просто как отзыв рядового зрителя. Я часто хожу в театр, и у меня есть свои предпочтения. Я люблю, когда спектакль вызывает очень сильные чувства и эмоции, когда смысл скрыт между репликами, люблю сильную работу художника и вообще яркий визуальный ряд. Всё это есть в спектакле "Иностранец". Исполнитель главной и единственной роли Андрей Финягин относит рассказ Леонида Андреева, по которому поставлен спектакль, к жанру магического реализма. Я жанровой магии не прочувствовала, но то, что в рассказе 1901 года есть смыслы между строк и какая-то особая поэзия - это факт, и актёр отыграл это внутреннее богатство произведения и лицом, и сердцем, и телом. Спектакль создаёт особое пространство: чёрные стены и камерность сцены Омской драмы сгущают атмосферу, зал будто пропитывается переживаниями героя. Кажется, они захлестнули и публику: я тоже испытывала чувства, причём довольно сложные, противоречивые, со шлейфом чего-то тяжёлого. Но главным в моей зрительской реакции был тот странный дуализм восприятия, когда я, с одной стороны, понимала всей душой главного героя, а с другой - категорически не могла принять его позицию. Это повествование о молодом человеке, который страстно желает уехать из опостылевшей России, да так сильно, что вообще, кажется, не живёт в настоящем и находится в глубочайшем конфликте с реальностью. Всё-то ему кажется в своей стране ужасным, губительным, а заграница представляется некой землёй обетованной. "Там всё дёшево и только люди дороги, - говорит главный герой. - А у нас наоборот: всё дорого, а люди дёшевы". Его страстное желание сбежать только нарастает по ходу развития сюжета, но развязка у Андреева совершенно неожиданная. Однако режиссёр Лев Шелиспанский и актёр решили сценически интерпретировать рассказ по-своему, они ввели в повествование романтическую линию, которой у Андреева не было, и сделали упор на неё. По словам Андрея Финягина, нужно это было для того, чтобы усилить внутренний разрыв, душевный излом героя. Мне ближе (или привычнее) финал Андреева, но надо отметить, что фрагмент "романтического текста", написанный, кстати, самим Львом Шелиспанским, не только не выбивается из общей смысловой канвы, но и отлично вписывается в эту историю. Так что, если вы не читали рассказ или не ставите целью сравнить увиденное с литературным источником, вас точно ничего не смутит. В этой сценической истории нельзя не восхититься пластикой актёра. Это как раз одна из главных смысловых составляющих спектакля, создающая ощущение того самого "чтения между строк", угадывания оттенков чувств через движения. Режиссёр спектакля - хореограф, "Иностранец" - на самом деле его первая режиссёрская работа. И слияние этих профессиональных задач, соединение опыта с примесью творческого риска, породило очень яркую постановку. Эта история не про красивый танец, это - про физический театр. Андрей Финягин с первых секунд своего очень стремительного появления на сцене не находит покоя, его герой постоянно движется: как реплики, так и довольно большие паузы между говоренным усиливают очень понятный и точный язык тела. Я люблю пластический театр, поэтому для меня такое решение - большой плюс постановки. Нашла отклик во мне и работа художника: решение с огромной вешалкой, забитой одеждой, из которой по ходу действия появляются неожиданные предметы, усиливает ощущение какого-то сюра - неустроенности мира, в котором живёт вечный студент Чистяков. По крайней мере, у меня не раз возникало ощущение какой-то нелепости происходящего и в то же время логичности того, что делал герой со свалившимися на него предметами. Особые эмоции вызывает музыка. Современная, довольно сложная, провоцирующая твою собственную душу то на тревожность, то на внутренний подъём, то на всепоглощающее ощущение гармонии. Могу сказать, что спектакль зацепил меня какой-то особой прямолинейностью и честностью, энергией смысла, которую вложили в него создатели, а ещё тем, что вызвал внутри очень много вопросов, ответы на которые так сразу не найти. А может, их не найти и за всю жизнь, хотя очень хочется. Фото: Елизавета Медведева

Сюрреалистичное решение знакомой истории - спектакль, который вызывает вопросы без ответов
© Омск Здесь