Войти в почту

«Лубянский гример»: настоящие мужские поступки вдохновляют

Актер Кирилл Клименко исполняет главную роль Аркадия в спектакле «Лубянский гример», созданного по мотивам произведений Николая Лескова. Художник, сталкивается с трагическим поворотом судьбы, в результате которого принимает единственно возможное, на его взгляд, решение. О том, чем это обернется, повествует история, рассказанная в четырех разных вариациях. Спектакль проходит в недавно открывшемся Новом театре под руководством Эдуарда Боякова в старинной усадьбе на Мясницкой улице. Первый акт – иммерсивная версия, второй – классический театральный формат. Как иммерсивную постановку воспринимают сами актеры и зрители, насколько актуален сегодня образ Аркадия и его отчаянный поступок, а также то, в чем театр помогает людям, узнала у Кирилла Клименко журналист Юлия Мелович-Шералиева.

«Лубянский гример»: настоящие мужские поступки вдохновляют
© Свободная пресса

«СП»: – Кирилл, как вы оказались в Новом театре?

– Я знаком с Эдуардом Владиславовичем (Бояковым – прим.ред.) еще по Воронежу, откуда я родом и где он был ректором Академии искусств (сегодня – Воронежского государственного института искусств – прим.ред.). И он был моим педагогом – самым любимым. Даже когда он решил покинуть пост ректора, я написал ему большое откровенное письмо с просьбой поехать вслед за ним в Москву. Потому что очень хотел продолжать учиться у него. Я буквально держал руку на пульсе, следил за информационными источниками и, таким образом, узнал, что Эдуард ищет людей для участия в своем новом проекте – спектакле «Лубянский гример».

«СП»: – То есть вы ощущали некое духовное, творческое родство с Эдуардом?

– Да, а еще мне многое подсказала интуиция…знаки.

«СП»: – Расскажите!

– В то время я жил в Абхазии, куда меня позвал мой друг-музыкант записывать вместе музыкальный альбом. В Воронеже-то меня уже ничто не держало, зато было огромное количество музыкальной аппаратуры и большое желание заниматься музыкой. И я поехал в Абхазию, жил там на берегу моря и музицировал.

«СП»: – А что за музыка?

– Я бы охарактеризовал тот стиль музыки, который мне нравится и который, я бы хотел, чтобы у меня получался как экспериментальный пост-панк с элементами трип-хопа. Пока у меня есть наброски, я только в поиске музыкантов для коллабораций, студийных помещений и так далее. Так вот в Абхазии, на фоне природы, занимаясь музыкой, я почувствовал, что мне следует уехать в Москву. Эдуард как раз в это время искал людей для нового проекта. На каком-то этапе я понял, что это не простое совпадение.

«СП»: – По поводу иммерсивного спектакля. Для меня, как для зрителя, это было чем-то новым. А вам уже приходилось участвовать в чем-то подобном?

– Именно в таком – нет. Было нечто очень отдаленно напоминающее то, что мы делаем в первом акте «Лубянского гримера». Когда ты со зрителем на расстоянии вытянутой руки, в непосредственной близости. Это было еще в студенческие времена в виде перформанса.

«СП»: – Для зрителя это все еще очень необычный опыт. Я, например, изначально придерживалась мнения, что театр – это именно разделенное пространство сцены и зала. Что вот здесь я, зритель, а там – творится некое чудо. И в первом акте «Лубянского гримера» я поначалу ощущала себя очень странно: я – часть этого акта? Или все же я наблюдатель со стороны? Это было любопытно и необычно. Интересно, как это воспринимает артист.

– Есть что-то необычное, если сравнивать с классическим выходом на сцену. Но на самом-то деле – все то же самое. Да, меняется форма. А по сути – все то же. Я четко понимаю, что вот, стоят люди, я перерабатываю эту энергию, которая из них струится. Но только она даже мощнее, потому что артисты и правда ближе к зрителям, и свет падает иначе, и погружение сильнее.

«СП»: – А от этого не сложнее?

– Стресса поначалу было действительно больше, потому что и мельчайший недочет, ошибка видны сразу. Но актеру нужно уметь с этим справляться.

«СП»: – Как восприняли такую форму спектакля артисты постарше, более классической школы? Есть ощущение, что им некомфортно? Или наоборот – задал режиссер задачу, значит, делаем, и все тут?

– Опыт берет свое. Школа-то чувствуется! Думаю, для них это было даже желанно, это просто следующая ступень развития.

«СП»: – Вам, недавним студентам, комфортно работать с ними?

– Да. Мне, например, очень нравится работать с Валентином Валентиновичем Клементьевым. Мы с ним всегда хорошо общались, наверное, даже можно сказать, что дружим. Конечно, в труппе все бывает, но справедливости ради хочу отметить, что это – самый дружный, открытый, общительный и цельный коллектив из всех, какие я видел в жизни. Их было немного, но, кстати, у меня есть неплохое сравнение. Пока я жил в Абхазии, в течение полугода я служил в самом крутом столичном театре – РусДраме. Абхазия – это такое огромное братство. Где дружба – понятие круглосуточное. И в этом сухумском театре очень дружная труппа. Теплые отношения, много уважения. Так вот даже в нашей нынешней труппе – Нового театра – отношения не менее открытые, уважительные и теплые. Хотя, казалось бы, куда уж теплее, чем в кавказском театре!

«СП»: – Вернемся к «Лубянскому гримеру», где вы играете главную роль – художника Аркадия. Он вам близок, понятен? Он возможен сегодня?

– Более чем возможен, особенно ввиду ситуации в мире. Человеческие качества Аркадия вне времени. У меня с этим персонажем очень много общего. Насколько я уже сейчас понимаю, изначально Эдуард и выбрал меня на эту роль, как человека, который просто похож на Аркадия. С одной стороны мне как будто и много играть не надо, а с другой – нужно все это через себя пропускать, постоянно развиваясь самому.

«СП»: – Кирилл, вы, наверное, больше человек чувства?

– Есть такое. Я год ходил с берушами в ушах, чтобы контролировать поток информации, прислушиваться к себе. Завязывал себе глаза для тех же целей. Голодал. Вообще, много занимался такими практиками по познанию себя через чувство. По тому, чтобы прислушиваться к тому, что действительно важно.

«СП»: – Возникали ли у вас какие-то сложности в процессе работы над ролью?

– В «Лубянском гримере» мне лично было сложно воссоздать тот временной контекст.

«СП»: – Имеете в виду временной пласт, быт, детали?

– Да! Повадки, культура, этикет. Я на интуитивном уровне стараюсь погрузиться в это, но иногда замечаю пробелы, которые, конечно, нужно восполнять.

«СП»: – Еще до просмотров спектакля я перечитывала «Тупейного художника» Лескова и волосы вставали дыбом. От ужаса, от варварской действительности, от человеческих качеств некоторых людей. И еще страшнее от актуальности описанного в рассказе – сегодня. Вы верно подметили, человек-то как раз на протяжении времени не меняется, в отличие от каких-то бытовых обстоятельств, условий.

– Согласен. Но все-таки Аркадий – мужчина. И мне очень понятна его решимость. Это мужской поступок и мне самому приходилось несколько раз в жизни совершать безумные, опрометчивые действия. Но поступок Аркадия очень вдохновляюще действует на зрителей.

«СП»: – В «Лубянском гримере» финал другой, нежели в «Тупейном художнике».

– И это прекрасно! Когда я читал рассказ, мне так этого хотелось! Думаю, сегодня и сам Лесков хотел бы такого завершения его истории.

«СП»: – Мне кажется, несмотря на необычность, эта иммерсивность оправдана даже самим зданием усадьбы. Где есть совершенно разные залы, с разной историей. Есть некий синтез в самом здании, есть он и в постановке. И финал можно поменять! В конце концов, театр же не стоит на месте. Каким может быть будущее театра?

– Это сложный вопрос… Могу предположить, что нам предстоит еще большее объединение современных возможностей и классического театра.