Войти в почту

Спецпроект: первый летописец ЧТПЗ, дорогой товарищ Чиж

Поэты, писатели и журналисты рассказывают о себе в творчестве. Чтобы узнать о них больше, достаточно уметь читать между строк, разгадывать запутанные ими следы... В этом смысле один из основателей газеты «Трубопрокатчик» (ныне «Челябинский трубник»), первый летописец Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) и фотокорреспондент Николай Григорьевич Чиж оставил нам богатое наследие. Всю свою жизнь он превратил в сюжеты для рассказов и уникальных снимков, на которых запечатлены знаковые страницы истории завода — от эвакуации оборудования на уральскую землю и до отправки первых труб большого диаметра для строительства масштабных газопроводов...Наша работа над циклом неизвестной истории Челябинского трубопрокатного завода (входит в Трубную Металлургическую Компанию) началась с уникальных фотоальбомов, где снимки перемежались с небольшими рассказами, написанными убористым почерком. Таким образом авторы презентовали производственные отчеты первым руководителям завода. Среди них — Николай Чиж. Мы открывали все новые артефакты, а вместе с ними — масштаб личности Николая Григорьевича. Со временем пришло понимание, что и сам Чиж заслуживает отдельного разговора. Но для этого необходимо узнать его биографию. Следующим шагом стал поиск потомков этого уникального человека. Нами были сделаны запросы в советы ветеранов завода и Ленинского района, городские СМИ, нынешним коллегам Чижа из разных подразделений. Ответ был примерно одинаковым: «Чиж? Помним. Но где искать его родственников — не подскажем». В отделе кадров предприятия предоставили карточку Николая Григорьевича, на которой были указаны координаты. Правда, старый документ имел небольшой дефект — в 50-е годы его прошили с помощью дырокола как раз в месте номера дома. Из поврежденного документа удалось узнать название поселка и улицы, где проживал Чиж, но это не вносило полной ясности. Поиски продолжались. Мы штудировали архивы заводской многотиражки с 1951 по 1970 годы — время, когда Николай Григорьевич активно писал и являлся членом редколлегии. И вот удача — в одном из номеров встретилась публикация, в которой говорилось о том, что уютное жилище Чижа стало местом паломничества для пионеров. А далее — полный домашний адрес, где обосновался комсомолец 20-х годов, коммунист, участник строительства и запуска завода, доброволец прославленной в годы Великой Отечественной войны Челябинской танковой бригады...Не дочитав материал, мы сели в такси и через несколько минут уже беседовали с Андреем Серковым — внуком Николая Чижа. Так, у нас на руках оказались необнародованные документы, рукописи и наброски публикаций Николая Григорьевича, которые бережно сохранила семья.Предчувствие грозыВся деятельность Николая Григорьевича на ЧТПЗ сопровождалась словом «первый». Первый проектировщик, строитель, фотограф и корреспондент газеты «Трубопрокатчик»... Человек-легенда, человек-миф, созданный им самим и щедро поддержанный окружающими. Вряд ли найдется любой другой сотрудник завода, который столько бы написал о рождении предприятия в ранние годы, а главное — приправил рассказы редкими кадрами.Он рано остался без отца. Его воспитывали мать и дед, который нанимался к зажиточным крестьянам, чтобы прокормить внуков. Пытаясь помочь семье, в 1925 году несовершеннолетний Коля приехал в Мариуполь и устроился на завод имени Ильича. Коля буквально стал сыном предприятия, благодаря которому выучился на конструктора и взял в руки фотоаппарат.Началась Великая Отечественная война. Ильичевцы должны были спасти оборудование, разобрать все до винтика и эвакуировать вглубь страны. Николай Чиж получил ответственное задание — доставить чертежи завода в Москву начальнику «Главтрубостали» Юлиану Кожевникову. Это должно было помочь запустить пильгерстаны на новом месте в скорейшее время.«Я очень беспокоился, как будет эвакуироваться без меня моя семья. У жены были маленькие дети (Лиля и Валерик). Но и директор, и парторг заверили, что все будет сделано... 29 сентября 1941 года на заводской площадке происходила погрузка эвакуирующихся семей. Здесь были Усовы, Чувилек, Найденовы...», — вспоминал Чиж. Предчувствие не обмануло: в пути тяжело заболел Валера. Он сгорел за три дня от воспаления легких.Из-за постоянных остановок, пересадок и бомбежек Чиж добрался до главка на пятые сутки. Здесь его приняли не очень радушно.В первую очередь крепко отругали: почему не вылетел самолетом, не известил о задержке. Впереди его ждали две командировки: сначала — в Каменск-Уральский, куда изначально планировали переселить оборудование, а затем — в Мариуполь, откуда нужно было захватить оставшиеся бумаги и вместе с товарищами вернуться на Урал. Первую часть плана Чиж выполнил безукоризненно, а вторую не смог, так как к моменту его возвращения завод был занят фашистами.Уральский заводК слову, строительство предприятия в Каменске-Уральском так и не развернулось, проектировщики объяснили: не позволял баланс воды. Нужно было срочно искать новое место дислокации. По решению правительства пильгерстаны предложено разместить на площадке «Стройсемь» в Челябинске. Весной 1942 года туда выехала дирекция завода. На тот момент участок не пустовал: здесь имелись фундамент под цех с установленными рядами колонн с южной стороны, недостроенное здание кислородной станции (первое заводоуправление), ж/д пути. Всего из Каменска-Уральского в Челябинск отправили 300 вагонов с запчастями агрегатов.С первых дней Николай Григорьевич стал единственным конструктором, непосредственно трудившимся на стройке. В помощницы ему дали одну женщину, которой приходилось перечерчивать проекты, потому что светокопировального аппарата не было. Чертежи отправлялись в работу в оригинале.Чиж работал в тесной связке с механиком Дмитрием Манчуком, назначенным тогда помощником начальника цеха № 1 по оборудованию. Монтаж первого стана шел одновременно с возведением здания. «Однажды было далеко за полночь. Я сидел уже вторые сутки за чертежами для заказа на недостающие детали к прошивному стану. Незаметно для себя задремал и уткнулся головой в доску. В таком положении меня и застал Дмитрий Иванович. Он, видимо, долго колебался — будить меня или нет... Ему, оказывается, позарез нужен был чертеж полумуфты...», — писал в мемуарах Чиж. Это лишь один из примеров, с каким упорством люди работали в те дни. Манчук и сам отличался стойкостью и феноменальной памятью, но это совсем другая история...Несмотря на тяготы стройки, в это время родилась газета «Трубопрокатчик». К ее созданию приложил руку Николай Григорьевич. История издания началась с первого партсобрания на монтажной площадке, которое образовалось стихийно. Тогда строители приняли решение о первом и обязательном для всех выходном дне, а также утвердили состав редколлегии первой стенной газеты. Кроме Чижа в нее вошли Лукьяненко и Мельничук. Отдых последние посвятили выпуску первого «боевого» листка: Николай Григорьевич взял старый чертеж на ватмане и на обратной стороне сделал примерный макет. Вскоре подключились и остальные ответственные. Они долго думали, как назвать газету. Идей было много. Конечно, по роду деятельности первостроителей издание следовало бы назвать «Монтажник», но редколлегия решила озаглавить его «Трубопрокатчик». Это имя вселяло надежду, что скоро в Челябинске забьется сердце пильгерстана. Первый номер открывался заметкой: «Идет монтаж прошивного стана. Монтажники прилагают все усилия, чтобы работа была высокого качества...». Затем Чиж вместе с коллегами поднялся на гору и сделал первый снимок площадки, на которой в скором времени вырос ЧТПЗ (фото — в подборке — прим. ред.).Кстати, это самое раннее дошедшее до наших дней фото ЧТПЗ, которое используется во всех исторических справках и материалах о заводе.Первая газета вызвала живой интерес у строителей: тогда у стенда завязался горячий спор. Некоторые не верили, что уральская болотистая местность станет вторым домом для трубопрокатчиков. В противовес мнению сомневающихся выступил Николай Руденко, который сказал: «А я верю, что будут здесь и завод, и поселок, и все, все хорошее».Боевой путьНесмотря на то что Чиж считался незаменимым специалистом, он продолжал проситься на фронт все месяцы работы на ЧТПЗ. Это ему удалось, когда город бросил клич на запись в Челябинскую добровольческую танковую бригаду. Николай Григорьевич одним из первых подал заявку на вступление в нее. Долгое время такое решение не мог одобрить директор завода Михаил Щербань. Как можно отпустить на фронт конструктора, приехавшего на Урал вместе с заводом? Но вскоре под натиском доводов работника управленец сдался. Не утверждали кандидатуру и на призывном пункте, так как в корпус брали добровольцев рядового и сержантского состава, а Чиж на тот момент был офицером. Тогда Николай Григорьевич отказался от звания и в конечном счете его зачислили в ряды легендарной бригады, которая стала частью Уральского добровольческого танкового корпуса, прославленного как дивизия «Черные кинжалы». Символично, но факт: именно 9 мая участники корпуса дали клятву защищать родную землю до последней капли крови и отправились на фронт. Всего с ЧТПЗ на войну ушли 12 трубопрокатчиков. «На мою долю также выпала честь быть участником этих великих сражений. Я был в гвардейской Челябинской добровольческой танковой бригаде Уральского корпуса на всем протяжении его боевого пути», — делился Чиж со страниц газет.Бригада прошла путь 3800 км, из них — 2000 километров с тяжелыми, упорными боями от Орловско-Курской дуги до Праги, участвовала в штурме Берлина. Челябинскими танкистами было освобождено около 470 населенных пунктов и 13 городов. Чижу предстояло рассказать всему миру о подвигах своих товарищей. Будучи политруком он редактировал выпускаемый бригадой «Бюллетень», публиковал репортажи и заметки в газетах «Доброволец» и «Челябинский рабочий». Отдельное место в них занимают статьи об экипажах танков № 24 и «Гвардия». В состав первого входил командир Иван Гончаренко, а второго — механик-водитель Федор Сурков. Бойцы отличились отвагой, смело крушили оборону врага, первыми участвовали в штурме городов. Слава об их героизме дошла и до Челябинска, именно поэтому их имена увековечили в названии улиц Ленинского района, где расположен ЧТПЗ.Весть о Победе танкисты услышали ночью, на подходах к Праге, а утром им предстоял бой за столицу Чехословакии.В 1945 году Николай Чиж был отправлен в запас в звании младшего лейтенанта и привез с фронта несколько стопок тетрадей с рассказами. «Уралочка», «Боевое крещение», «Поединок», «Сильнее смерти» — эти произведения навсегда «запечатлели» подвиг героев-танкистов.К газетному ремеслуПосле демобилизации Николай Григорьевич вернулся на родной завод, в трубопрокатный цех № 1. В 1947 году его перевели в центральную заводскую лабораторию, где он занимался съемкой пороков металла. С 1958-го Николай Григорьевич снова начал заниматься конструкторской деятельностью. Позже работал в проектном отделе, где готовил чертежи запчастей различных агрегатов и подъемных механизмов. В это время он являлся идейным вдохновителем и редактором стенной газеты «Конструктор». Неоднократно ее признавали самой содержательной. Впрочем, 1950-е годы — расцвет рабкоровского движения на ЧТПЗ. В этот период сотрудники предприятия создавали десятки изданий. Так, трубопрокатный цех № 1 выпускал газету «Трубопрокатчик», сталеплавильный — «За сталь». Над стилем и оформлением работали лучшие члены коллективов, ведь за сухой казенный язык и перепечатку материалов они могли получить строгий выговор или стать героями фельетонов.Дальше — больше. Чиж создал партийную группу, члены которой единодушно начали бороться за звание отдела коммунистического труда, взяв на себя ряд конкретных обязательств. Тогда Николай Григорьевич писал: «Инженеры-конструкторы тт. Михеева, Маслова, Савельева решили серьезно заняться изучением иностранных языков. Инженеры-конструкторы тт. Симаков и Кузнецова каждый обязались обучить копировальщицу т. Колесникову выполнять работы техника-конструктора...».Много лет Чиж выбирался в редколлегию заводской многотиражки, активно публиковал в ней воспоминания о фронтовых днях и очерки с охоты, которая была одной из главных страстей его жизни. Он выпустил в свет первую летопись о строительстве ЧТПЗ, которая вышла к юбилею завода под названием «Незабываемые дни». Под его фамилией опубликована книга о боевом пути Челябинской танковой бригады, куда вошло около 300 фронтовых снимков автора. Он стал одним из начинателей музея на ЧТПЗ, куда передал редкие документальные фотоматериалы.А когда на заводе зазвучали имена Степана Гончарука и Павла Гречкина, первыми получившими звание Героя Социалистического труда, именно Чиж написал о них замечательные очерки. Своим бескорыстным трудом в качестве рабкора и внештатного корреспондента Николай Григорьевич внес большой вклад в патриотическое воспитание молодежи. Чиж являлся частым гостем у комсомольцев школ № 24 и 46, студентов индустриального техникума. На встречах Чиж рассказывал о примерах самоотверженной любви к Родине, которые показывали его товарищи на фронте и в тылу.Несколько десятилетий Николай Григорьевич отдал ЧТПЗ после возвращения с войны и сумел передать трудовую вахту своим детям — дочери Лилии, сыну Александру и племяннику Леониду, которого Чижи воспитали как родного. Сегодня внуки Николая Григорьевича бережно хранят его архивы и подчеркивают, что для них он прежде всего был дедом. Дедом, который учил их колдовать в фотомастерской, правильно обращаться со стамеской и напильником. Любовь к ручному труду, неутомимая энергия до сих пор передаются в этой удивительной семье по наследству.Автор: Александра Павлова

Спецпроект: первый летописец ЧТПЗ, дорогой товарищ Чиж
© Хорошие новости