Войти в почту

Картины, кружевные храмы, гитары и нотная тетрадь: какими могут быть мемориальные доски столицы

Москва бережно хранит память о своих выдающихся жителях. В домах, где жили знаменитые писатели и композиторы, художники и ученые, открывают музеи и мемориальные квартиры, проводят экскурсии и выставки. А на фасадах зданий устанавливают мемориальные доски с краткой информацией о достижениях — это еще одна возможность увековечить память о заслугах известных людей перед городом и страной.

Картины, кружевные храмы, гитары и нотная тетрадь: какими могут быть мемориальные доски столицы
© Mos.ru

О том, как создают и устанавливают мемориальные доски в честь известных личностей, — в материале mos.ru.

Ноты, самолеты и росчерк пера

Мемориальные доски могут быть посвящены героям Советского Союза, ученым, общественным и государственным деятелям и даже модельерам — любым людям, которые так или иначе внесли свой вклад в развитие города и страны.

На некоторых мемориальных досках москвичи найдут только текст с элементами тематического декора. Например, на мемориальной доске в честь Надежды Ламановой, которую открыли в октябре. Бронзовую доску установили на доходном доме на Тверском бульваре (дом 10), который был построен в начале ХХ века по заказу известного модельера. Здесь Надежда Ламанова жила и работала до 1917 года.

Кроме текста, доску могут украшать барельеф с портретом и художественные символы, говорящие о профессии. К примеру, для музыкантов это ноты, для летчиков — фигурки самолетов, для филологов и писателей — книги. Так, на мемориальной доске ученый-металлург композитор и исполнитель бардовских песен Виктор Берковский изображен на фоне гитары и нотной тетради. Это напоминает о вкладе, который он внес в развитие отечественной музыки. Берковский является автором и соавтором музыки более чем к 200 песням. В соавторстве с Сергеем Никитиным он также писал музыку к театральным спектаклям, кинофильмам и радиоспектаклям. Мемориальную доску открыли в июле этого года — она появилась на доме 52/16 на Земляном Валу, здесь бард прожил почти 10 лет.

Иногда на мемориальных досках могут изображать события, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей. При этом доски могут быть самой разной формы — круглые, прямоугольные, овальные — единого стандарта для них нет.

«Недавно мы открывали мемориальную доску выдающемуся историку — краеведу педагогу профессору Сигурду Шмидту. На ней множество кружевных элементов, “летящих” изображений храмов. Контуры доски повторяют контуры здания самого РГГУ, на котором она установлена. Мемориальная доска Иосифу Кобзону выполнена в виде картины, на которой изображен певец и здание Российской академии музыки имени Гнесиных, где она установлена. Нестандартный дизайн и у мемориальной доски режиссеру Анатолию Эфросу — она текстовая, а над текстом — его подпись», — рассказал начальник Управления специальных городских объектов Департамента культурного наследия города Москвы Антон Курносов.

От инициативы до первых контуров

Установку всех мемориальных досок в Москве регулирует специальное положение. А решение об их открытии принимает комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры. Этот процесс может занимать от полугода до нескольких лет. При этом каждый этап контролируют специалисты.

Чтобы установить мемориальную доску в столице, сначала необходимо направить ходатайство в Управление специальных городских объектов Департамента культурного наследия города Москвы Инициаторами увековечивания кого-то из деятелей могут быть общественные объединения, государственные организации и другие юридические лица. Например, с инициативой установить мемориальную доску Иосифу Кобзону выступил культурный фонд «Кобзон», а об открытии доски историку Сигурду Шмидту ходатайствовало Российское историческое общество.

«Инициатор должен предоставить определенный комплект документов, подтверждающих достижения исторической личности и ее вклад в развитие города или страны. Среди них биография, документальное подтверждение периода, в течение которого человек жил или работал в доме, а также согласие собственника здания (или собственников помещений многоквартирного дома). Кроме того, необходимы предложения относительно дизайна будущей мемориальной доски. И конечно, инициатор должен предоставить финансовые гарантии — он оплачивает художественно-архитектурное проектирование, установку и все мероприятия, связанные с открытием», — отметил Антон Курносов.

Затем ходатайство выносится на рассмотрение комиссии, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, эксперты в области философии и истории, искусства и дизайна, архитектуры и скульптуры, представители научных и общественных организаций, творческих и художественных союзов. Отказы случаются редко, однако ходатайство могут отправить на доработку. Например, для дополнения архивными материалами, подтверждающими заслуги человека перед городом и страной.

После одобрения ходатайства инициатор выбирает авторов будущей доски — скульптора и архитектора. Они разрабатывают архитектурно-художественный проект и определяют место на здании, где может быть установлена доска.

Подтянуть до четверки с плюсом

Уже готовый проект рассматривает художественно-экспертный совет по скульптуре, монументальному и декоративному искусству при Департаменте культурного наследия города Москвы.

«Одна из задач худсовета — помочь исполнителям доработать проект, добиться наилучшего художественного решения. Часто бывает так, что за заказ берутся молодые скульпторы, а в худсовете состоят их же бывшие преподаватели. И они могут помочь своим недавним студентам, объяснить, подсказать, как сделать лучше. Иногда проект доски получается на троечку и худсовет помогает вытянуть его за счет своего опыта как минимум на четыре с плюсом», — объяснил Антон Курносов.

Если мемориальную доску хотят установить на памятнике архитектуры, то требуется дополнительное согласование с Мосгорнаследием. Для этого исполнители должны подготовить отдельный проект, направленный на обеспечение сохранности исторического здания, находящегося под государственной охраной.

Наконец одобренный проект передают на согласование в Москомархитектуру. Если он получает одобрение и там, скульпторы приступают к изготовлению мемориальной доски.

Открытия и исключения

После того как мемориальная доска изготовлена, начинается подготовка к церемонии открытия — как правило, ее стараются приурочить к памятной дате.

«Когда я участвую в создании и установке мемориальной доски, чувствую, что вношу свою маленькую лепту в историю. Это возможность хоть немного, но прикоснуться к ней. По образованию я историк, и тема увековечения памяти мне близка, потому что она тесно связана с исторической наукой. Кроме мемориальных досок я занимаюсь присвоением имен известных личностей городским улицам, станциям метро и государственным учреждениям», — поделился Антон Курносов.

По его словам, установить мемориальную доску в честь того или иного деятеля можно только после того, как пройдет 10 лет со дня его смерти. Такое правило применимо и к улицам, которые называют в память о знаменитых людях. Однако в некоторых случаях могут сделать исключение. Например, если речь идет о Герое Советского Союза или полном кавалере ордена «За заслуги перед Отечеством». Так было с выдающимся ученым-искусствоведом Ириной Антоновой, которая более 50 лет возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Мемориальную доску в память о ней открыли 20 марта этого года — в день, когда Ирине Александровне исполнилось бы 100 лет. Ее установили на доме на Покровском бульваре, где Ирина Антонова прожила 40 лет. Также в октябре имя многолетнего директора Пушкинского музея присвоили безымянному скверу перед главным входом в него. 

В мае этого года на кардиологическом корпусе НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского установили мемориальную доску заслуженному ученому — медику-клиницисту академику РАН Алексею Петровичу Голикову. Он считается создателем научной школы неотложной кардиологии. В 1971 году Алексей Голиков возглавил в Склифе отдел острых терапевтических заболеваний, а в 1992 году — отделение неотложной кардиологии. Академик проработал в учреждении больше 40 лет, до самой смерти в 2017 году.