Войти в почту

Термины, которые позволят лучше понять театральное искусство

Путешествие зрителя по порой непонятному миру театра начинается с момента покупки билета и выбора спектакля. Как найти бельэтаж и амфитеатр? Где находится авансцена? Что значит «амплуа» и зачем актеры молчат? Делимся 10 театральными терминами, которые позволят чуть лучше понять устройство театра и сами постановки.

В драматическом театре на авансцене часто можно увидеть небольшие сцены перед закрытым занавесом. Они связывают основные картины спектакля. Порой режиссеры выносят на авансцену основное действие, чтобы расширить сценическую площадку и стать чуть ближе к зрителю.

В Древней Греции актеров делили на трагиков и комиков. Каждый из этих типов требовал особого стиля игры. Понимание амплуа как эстетической категории произошло в начале XX века. Однако далеко не все драматурги и режиссеры принимали эту идею. Константин Станиславский, а за ним Михаил Чехов считали, что амплуа препятствует развитию актерской индивидуальности. Всеволод Мейерхольд, наоборот, поддерживал эту идею и в 1922 году попытался создать вневременную таблицу из 17 пар мужских и женских амплуа, которые прослеживались в драматической литературе от Античности до современности.

Атмосфера включает не только обстановку и окружающие условия, но и состояние актеров, которые взаимодействуют друг с другом. Атмосфера является связующим звеном между актером и зрителем.

Термин образовался от двух французских слов: bel («прекрасный») и étage («этаж»). Полные названия ярусов в правильной последовательности: партер, бенуар, бельэтаж, первый ярус, второй ярус, амфитеатр.

Данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам измерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркалом» же называют этот портал и потому, что действие в театре отражает жизнь.

Зоны молчания (намеренные паузы), где актер не говорит, а наблюдает, оценивает, накапливает информацию, готовится, важны для целостности образа. В бессловесной игре выражается индивидуальность и мастерство. Зона молчания позволяет передать напряженность момента.

Интермедия — то же, что и интерлюдия («междудействие»). Интермедии обычно разыгрываются во время антракта, но могут быть частью и главного действия как тематическое отступление.

Долгое время расположению актеров на сцене не уделяли особого внимания и они перемещались так, как им удобно. Но с появлением режиссерского театра стало понятно, что пространство, в котором актеры взаимодействуют друг с другом, влияет на зрителя. С помощью композиционных приемов режиссер может обратить внимание на отношения между героями, их состояния, развивающиеся конфликты. Поэтому сцена стала еще одним полноценным участником спектакля.

Сценография позволяет создать зрительный образ с помощью декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Художник-сценограф одновременно является и дизайнером, и архитектором, и художником по свету, и визуальным драматургом, и мультимедиахудожником. Сценограф не только создает декорации и костюмы, но и придумывает общее визуальное решение сценического действия.

Происходит это в считаные секунды, за которые поворачивается круг на сцене, меняются декорации и, возможно, костюмы. После этого действие продолжается уже в другом месте. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

Теории и Практики: главные новости
  • Отчет LinkedIn