Войти в почту

Четыре всадника Апокалипсиса: действительно ли есть знамения приближения конца света

Мысли о конце света веками тревожат людские умы. Действительно ли всадники Апокалипсиса уже близко, что указывает на приближение Судного дня и ожидает ли человечество скорый конец — в материале «Вечерней Москвы».

Четыре всадника Апокалипсиса: действительно ли есть знамения приближения конца света
© Вечерняя Москва

Сюжет о конце света присутствует в Откровении Иоанна Богослова, эту книгу также называют «Апокалипсис Иоанна». В ней описываются многочисленные бедствия и катаклизмы, которые обрушатся на человечество перед вторым пришествием Иисуса Христа. Начало Апокалипсису положит последовательное появление четырех всадников, каждый их которых принесет людям определенную напасть.

Новый штамм Khosta: насколько опасен вариант COVID-19, выявленный у летучих мышей на юге России

Всадник на белом коне — Чума

Согласно библейскому пророчеству, первым на землю спустится всадник на белом коне. На голове его — венец, в руках — лук со стрелами. Вот как описывается его появление:

— …и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр. 6:1–2).

Белый цвет коня рассматривается толкователям как праведность или лжеправедность. Чаще всего первого всадника ассоциируют с чумой в широком смысле слова — с любой болезнью, которой массово подвергнутся все люди.

Чума нашего времени — пандемия коронавируса. Так что в этом случае «найти» первого всадника довольно просто. По последним данным, COVID-19 заразились почти 7,5 процента населения земли, вирус забрал жизни свыше 6,5 миллиона человек.

Всадник на рыжем коне — Война

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». (Откр. 6:3–4).

Из описания второго всадника очевидно, что он олицетворяет войну. Цвет коня — рыжий, а в некоторых переводах огненно-красный — символизирует кровь, пролитую на поле брани.

Войны на земле ведутся постоянно — малые и большие. В них неизменно гибнут люди. Однако последняя «апокалипсическая» война стала возможна с появлением ядерного оружия. И хотя всем известно, что победителей в ней не будет, в последнее время политики все чаще говорят о возможности использования самого страшного оружия в истории человечества.

Всадник на вороном коне — Голод

Третий всадник, знаменующий конец света, скачет на вороном коне. Он несет на землю голод, весы в его руках указывают на способ деления хлеба.

Каким странам грозит сильнейший голод

«…и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». (Откр. 6:5–6).

Хиникс — мера веса, динарий — римская серебряная монета. Вероятно, с приходом третьего всадника самая простая еда (хлеб из пшеницы) подорожает настолько, что большинство людей на земле будут тратить все свои деньги только на пропитание.

Наш мир находится в шаге от глобального продовольственного кризиса. Уже сейчас население бедных стран из-за отсутствия поставок зерна может оказаться без еды, что сулит настоящую гуманитарную катастрофу. Согласно исследованиям, свыше 663 миллионов человек — 8,9 процента населения земли — страдают от голода.

Всадник на бледном коне — Смерть

Имя четвертого и последнего всадника Апокалипсиса прямо проговаривается в тексте Библии:

— …и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. (Откр. 6:7–8).

О предметах в руках всадника на бледном коне ничего не говорится. Однако за ним «следует ад», что, пожалуй, является самым пугающим из всех мыслимых атрибутов. Явление Смерти как бы подводит черту под деяниями его инфернальных предшественников.

К счастью, признаки четвертого всадника в нашем мире пока не просматриваются. Но вполне возможно, что люди попросту не осознают его появления. Такой сюжет описан в стихотворении поэта-символиста Валерия Брюсова «Конь Блед» — всадник снисходит на землю, сначала люди пугаются, а потом их жизнь приходит в норму:

Но восторг и ужас длились краткое мгновенье.

Через миг в толпе смятенной не стоял никто:

Набежало с улиц смежных новое движенье,

Было все обычным светом ярко залито.

И никто не мог ответить в буре многошумной,

Было ль то виденье свыше или сон пустой...

Комментарий священника

В беседе с «ВМ» настоятель Патриаршего подворья при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха протоиерей Михаил Васильев отметил, что символика четырех всадников Апокалипсиса трактуется уже две тысячи лет и всякий раз «форматируется под реальность», в которой живут люди.

По его мнению, подобные сиюминутные трактовки не имеют никакого отношения ни к тексту Священного Писания, ни к реальности. Они являются проявлением «бытового невежества в расцерковленном сознании».

— Когда трясет — есть какая-то турбулентность экономическая, политическая, — люди бросаются в некий мир иллюзий. Аналогии с всадниками Апокалипсиса — это проявления фобий и страхов, — подчеркнул отец Михаил.

Для преодоления невежества следует читать Библию, считает собеседник «ВМ». Он советует начать с Нового Завета — прежде всего с самого короткого, «написанного для римских тинейджеров» Евангелия от Марка. И только после этого можно переходить к более сложным для понимания библейским текстам, в том числе и к «Апокалипсису Иоанна».

Можно ли расторгнуть церковный брак

Откровение Иоанна Богослова — настолько мистический текст, что пытаться в нем разобраться, используя всего лишь банальную эрудицию, невозможно, настаивает священник. Для понимания этой книги отец Михаил рекомендует воспользоваться комментариями. Подойдут толкования:

профессора А. П. Лопухина (XIX в.);святого Феофилакта Болгарского (XI–XII вв.);святителя Андрея Критского (VIII в.).

— В этих комментариях можно взять каждую фразу «Апокалипсиса» и понять тот самый смысл, который придавался изначально христианами в первые века нашей эры, когда они видели вокруг себя свою геополитическую реальность. А видеть знамения конца света в том, что происходит сейчас, я бы предостерег. Поверьте, человеческая история завтра не закончится, — заключил отец Михаил.