Войти в почту

Почему для убийства Дугиной спецслужбы Украины выбрали женщину

Появляются новые подробности о личности и перемещениях женщины, которая обвиняется ФСБ России в убийстве Дарьи Дугиной, дочери известного российского философа Александра Дугина. Следственный комитет объявил подозреваемую в розыск. Одной из загадок преступления является то, почему его исполнителем была выбрана женщина – однако есть ответ и на этот вопрос.

Почему для убийства Дугиной спецслужбы Украины выбрали женщину
© Деловая газета "Взгляд"

Учитывая череду августовских терактов на военных объектах Крыма (аэродром в Саки, склад боеприпасов в Джанкое), подрыв элементов энергоснабжения в Курской области, поджог склада боеприпасов в Белгородской области, первые подозрения в совершении убийства Дугиной сразу пали на украинские спецслужбы.

И действительно, Федеральная служба безопасности оперативно установила главного подозреваемого – а точнее, подозреваемую – в совершении заказного убийства Дарьи Дугиной. В Центре общественных связей ФСБ сообщили, что преступление было подготовлено и совершено украинскими спецслужбами. Исполнителем является 43-летняя гражданка Украины Наталья Павловна Вовк. Следственный комитет планирует объявить подозреваемую в розыск, заявило это ведомство во вторник.

Кто же такая Наталья Вовк? По сообщениям СМИ, Наталья Шабан (она же Вовк) ранее служила в украинском нацистском полку «Азов» – опубликовано даже ее служебное удостоверение за номером НГ № 057529, выданное в/ч 3057. Полк «Азов» в своем Telegram-канале утверждает, что это удостоверение – фальшивка. Однако скан удостоверения давно опубликован на сайте проекта «НемеZида», который собирает данные по украинским нацистам. Вовк проживала в Мариуполе, работала администратором футбольного клуба «Ильичевец».

Она прибыла в Россию 23 июля на автомобиле вместе со своей 12-летней дочерью от первого брака Софией Шабан. Въехала с территории ДНР – и номера на машине стояли ДНР. В Москве уже на машине стояли номера Казахстана, а при выезде из России – украинские. В Москве Вовк арендовала квартиру в доме, где жила Дарья Дугина. Это требовалось, как говорится в сообщении ФСБ, «для сбора информации о ее образе жизни», а также для организации убийства.

Автомобиль, принадлежащий некому Вовку (спутник Натальи Шабан) – марка Mini Cooper и номер – совпадают с характеристиками автомашины, которую разыскивает ФСБ РФ по делу Дугиной. Она уже нашлась на украинской онлайн-площадке, где выставлена на продажу неким Даниилом Шабаном – видимо, родственником обеих подозреваемых. Судя по всему, в подготовке Натальи Вовк и ее дочери Софии принимал участие ее сожитель по фамилии Вовк.

Теперь следы Вовк теряются на территории Эстонии, куда, как заявляет ФСБ, она уехала сразу после преступления. Хотя, по новой информации СМИ, ранее женщина, похожая на Наталью Вовк, останавливалась в венском отеле Ibis Wien Hauptbahnhof. Сотрудники гостиницы опознали ее и предположили, что «она наверняка была под другим именем».

Логично задать вопрос: каким же образом эта женщина смогла так лихо организовать и исполнить столь дерзкое преступление? Ей пришлось пересечь украинско-российскую границу (предположительно, по фальшивым документам), установить и долгое время вести незаметную слежку за Дарьей Дугиной, найти квартиру в одном с ней доме. Все это время Вовк собирала и анализировала информацию о жизни Дарьи Дугиной и ее отца, с тем, чтобы выбрать наиболее удобный момент для покушения.

При этом Вовк меняла номера на машине, а следовательно, и документы. Вся операция могла оказаться под угрозой срыва, останови ее слишком подозрительный и бдительный сотрудник ДПС. Иначе говоря, перед нами операция исключительно продуманная, проработанная в деталях, задумать и исполнить ее могла только группа специально подготовленных людей. Они не могут быть ни кем иным, кроме как сотрудниками спецслужб – разумеется, украинских.

Однако остается вопрос. Почему украинские спецслужбы поручили исполнение этой операции именно женщине?

Причины очевидны. Женщины гораздо меньше, чем мужчины, привлекают внимание правоохранительных органов – в которых чаще всего работают именно мужчины. При хорошей психологической подготовке и мастерстве женщине проще выкрутиться в случае подозрений – мужчины часто попадаются на женские уловки и хитрости, кокетство, к женщинам чаще проявляют снисхождение.

Мощным прикрытием было использование 12-летней Софии. Кому придет в голову подозревать женщину, тем более – женщину с ребенком, и еще тем более – самого ребенка, девочку-подростка?

Кстати, закладку могла совершить и сама Софья. Кто бы на нее подумал? Мы знаем, что на Украине националистические формирования подвергают психологической обработке даже детей, причем с самого раннего возраста.

Более того, ребенок просто в силу своих особенностей, при соответствующей подготовке и отборе, иногда является наиболее фанатичным и убежденным исполнителем подобных акций. Тем более для того, чтобы заложить взрывное устройство под днище автомобиля, не требуется быть мужчиной. Это несложная операция при соответствующем инструктаже и тренировке.

В целом можно добавить, что женщины часто используются в разведке, в том числе и для проведения подобных диверсий, покушений, терактов. Есть даже такой термин в разведке – «сладкая ловушка», то есть женщина, использующая свою привлекательность для соблазнения и убийства жертвы.

Подобным образом, в частности, по одной из версий, был убит легендарный командир батальона «Сомали» народной милиции ДНР Михаил Толстых, известный как Гиви. По крайней мере, сотрудник Службы безопасности Украины Олег Сугерей заявлял, что 7 февраля 2017 года в расположение воинской части, где погиб Михаил Толстых, прошла 20-летняя студентка Киевского института культуры и искусства Анастасия Петрига. Она оставила в кабинете Толстых взрывчатку.

В структуре украинских нацбатов и полка «Азов» исполнительниц найти не трудно. Многие из них воевали снайперами. Сообщалось, что как минимум одна снайперша была в числе сдавшихся в плен боевиков с «Азовстали». Всего же среди пленных оказалось 86 женщин – в основном медсестры, радистки и связистки. Кем они были на самом деле, установит следствие.

Однако есть и другие, не менее важные вопросы, на которые должно ответить следствие. Как в России ведется отслеживание участников украинских националистических формирований? Имеет ли их списки российская погранслужба? Что знает о Вовк агентура российских спецслужб в среде проживающей в России украинской диаспоры? От ответов на эти вопросы зависит возможность предотвратить подобные преступления в будущем.