Войти в почту

Пушкин в контексте постмодернизма: нижегородский театр драмы представил в Вологде «Маленькие трагедии»

Не сцене Вологодского драматического театра накануне был показан спектакль «Маленькие трагедии» (12+) в исполнении актеров Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького. Режиссером выступил Искандер Сакаев.

Пушкин в контексте постмодернизма: нижегородский театр драмы представил в Вологде «Маленькие трагедии»
© Вологда.рф

vuvEVDXb8WQ.jpg

«Я невероятно горд и счастлив, что «Маленькие трагедии» случились в этом театре. Это, пожалуй, мой самый любимый театр в России. Девять лет я ставил спектакли в различных театрах до того, как стал руководителем своего «Левендаль». Одни из самых удачных моих работ состоялись именно в Нижегородском академическом театре драмы им. Горького», - говорит Искандер Сакаев.

По его словам, он тот режиссер, который «зациклен» на «переводе» литературы в театр. Таким «переводом» с необычным прочтением и стал спектакль «Маленькие трагедии».

«Маленькие трагедии» – это книжка, с которой я соприкасался еще в детстве. А еще я всегда очень любил фехтование и все, что связано с оружием», - отметил Искандер Сакаев.

«Большое удовольствие получают актеры, которые работают с Искандером. Впервые у нас с ним случилась встреча именно со спектаклем «Козий остров». Мы держим традицию русского психологического театра, но все равно иногда экспериментируем. В качестве экспериментатора мы и пригласили довольно известного режиссера Искандера Сакаева. Мы видели несколько его работ и решили рискнуть. Эксперимент удался», - говорит директор Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького Борис Кайнов.

Участие спектакля «Маленькие трагедии» в фестивале «Голоса истории» - это первый выезд режиссера на фестиваль именно с этим театром и этой постановкой. В спектакле показаны четыре одноактные пьесы - «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», которые олицетворяют четыре смертных греха: зависть, алчность, похоть и чревоугодие. Однако последовательность их хода в постановке нетрадиционная. Соединительным лейтмотивом в спектакле проходят сцены с Фаустом и Мефистофелем. С нее начинается и пролог: Фауст, скучая, просит, чтобы бес развлек его. Этот диалог не раз звучит в спектакле, и на него будто на стержень нанизывается все остальное. Режиссер считает, что русский писатель не дописал еще три смертных греха, эта недосказанность чувствуется на всем протяжении спектакля.

«Маленькие трагедии» - это свежий спектакль, выпущенный в декабре прошлого года. Это абсолютно экспериментальная и нетрадиционная для самого Пушкина и для русской драматургии того и нашего времени постановка. Сейчас мне кажется, что русский театр способен в этом тексте найти что-то живое. Это не самый легкий спектакль с точки зрения восприятия. Мы не в коем случае не насилуем текст первоиздателя, хотя изменения все-таки внесены», - отметил режиссер.

В постановке задействованы два актера (Юрий Котов и Сергей Кабайло) и две актрисы (Елена Туркова и Маргарита Баголей). Каждый артист играет несколько ролей, перевоплощаясь прямо на сцене по щелчку пальцев – меняет и свою игру, и костюмы.

За часть нарядов отвечала художник, лауреат национальной премии «ЦИРКЪ», член Союза художников России Ника Велегжанинова. Художник использовала в своей задумке почерк русского писателя и рисунки. Каждая деталь костюмов была исписана разными строчками, а образы Лауры и Донны Анны получились очень смелыми – с элементами леггинис, корсетов и панье.

Показ постановки прошел в рамках конкурсной программы XV Международного театрального фестиваль «Голоса истории». Вологжане встретили постановку по-разному. По словам представителей театра, спектакль действительно вызывает споры. Но тем и лучше, ведь это значит, что работа удалась.

«Мне очень понравился спектакль, все было на высшем уровне. В январе я ходила на спектакль «Папа» это театра. Мне тоже очень понравилось», - говорит вологжанка Валерия Варлыгина.

«Нижегородский театр драмы – это академический театр, конечно, я ждала классику в чистом виде. Пушкин, классика, казалось бы, да, где тут фантазии. Но они случились. Я театр люблю, но иногда бывают удивления. Это мое первое знакомство с этим театром, будем ждать их с новыми программами», - поделилась впечатлениями от спектакля зрительница Елена Владимировна.

На этом спектакле встреча с современным режиссером у вологжан не закончилась. Сегодня с 14:00 Искандер Сакаев проведет четырехчасовой тренинг по биомеханике по системе Мейерхольда. Этот метод режиссер использует в своих спектаклях, к примеру, «Козий остров», который он также поставил в нижегородском театре.