Войти в почту

В РПЦ указали на зачастую искаженный образ Николая II в школах и вузах

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Некоторые школьные и вузовские программы все еще необъективно представляют учащимся образ последнего российского императора Николая II и его жизнь, в духе "идеологических штампов" советского времени, и эти перекосы было бы целесообразно устранить. Такое мнение высказал в среду на круглом столе XXX Международных образовательных чтений руководитель Административного секретариата Московской патриархии, настоятель Елоховского собора епископ Одинцовский и Красногорский Фома (Мосолов).

"Со времени мученической кончины императора и его семьи прошло больше века - период вполне достаточный для устранения недоумений и идеологических штампов. Но, к сожалению, до сих пор в некоторых школьных и вузовских учебниках императора характеризуют то как правителя слабого, то как коварного и криводушного, повинного в трагедии на Ходынском поле в Москве, а также в событиях 9 января 1905 года (т.н. "Кровавое воскресенье" - прим. ТАСС) в Петербурге. Неповинность государя многократно была доказана в исторических трудах, увидевших свет после 1990 года", - сказал епископ Фома.

Выступая в качестве председателя на круглом столе "Проблемы и решения в вопросе распространения исторической правды об императоре Николае II и его времени", представитель РПЦ обратил внимание на то, что большевики и их наследники в советское время "методично унижали личность государя" и описывали страну в период его правления исключительно "как отсталую и бесперспективную".

"Преодоление исторической фальсификации и идеологической неправды времен господства государственного атеизма - задача все еще актуальная", - считает представитель патриархии.

В свою очередь глава представительства Белорусского экзархата РПЦ в Москве архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов) напомнил, что Русская православная церковь канонизировала Николая II в 2000 году в лике страстотерпцев не за его государственные заслуги или идеальную жизнь, а за достойно перенесенные мученические страдания в конце жизни.

"Большинство современных российских историков сходятся на том, что в жизни Николая II были два разных по продолжительности и духовной значимости периода: время царствования и время пребывания в ссылке и заключении. Второй период - духовных и физических страданий - для Церкви является более важным. Именно после осмысления этого подвига царской семьи [церковная] комиссия, в полном единомыслии и с одобрения Священного синода, нашла возможным прославить в соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру и их детей", - отметил архиепископ.