Войти в почту

В музее Машкова открылись сразу две выставки

В среду, 18 мая, в выставочном зале музея изобразительных искусств (ул. Чуйкова, 37) начали работу две экспозиции, которые разделили пространство второго этажа. Обе выставки тесно связаны друг с другом и посвящены, в целом, Году культурного наследия народов России. Обозреватель «Волгоградской правды.ру» побывал на открытии и поделился впечатлениями.

В музее Машкова открылись сразу две выставки
© Волгоградская правда

Львы, которых тут никогда не было

Первая по ходу просмотра выставка называется «Добрый лев». Она объединила произведения народного искусства, традиционных промыслов и просто пестрит разнообразием. Здесь можно увидеть миниатюрные медные замочки из села Павлово Нижегородской губернии, фигурки птиц XIX века, целое собрание народной одежды и головных уборов, а также женские портреты авторства Малявина и Овчинникова.

Отдельно стоит упомянуть про работы известного немецкого художника и мастера экслибриса Бруно Эру, который в начале прошлого столетия привез из путешествия по России целую серию литографий. Эти работы редко выставляются на публике для наибольшей сохранности. Так что волгоградцы имеют шанс увидеть уникальное зрелище.

– Конечно, эта выставка не о львах. Дело в том, что лев как символ нередко обитает в мире народного искусства. Он встречается на фризах и наличниках, росписи прялок. Интересно, что в этом самом мире он представляет собой не злого хищника, а добродушного зверя, в каком-то роде даже мифического, как райские птицы и русалки, – объяснила Ольга Малкова, заместитель директора музея по научной работе.

Будем честны, не так часто мы обращаем внимание в музеях не на картины, а на информационные стенды. Но в этот раз это того стоит. Работники музея подготовили целую инфографику, которая вполне могла бы сойти за научную работу по истории народного искусства. Она объясняет подлинные назначения некоторых образов, помогает ориентироваться в названиях и способствует восприятию всего, что находится перед посетителями музея. Это действительно очень помогает осознать и замысел творцов, и проникнуться величиной собрания, которое представили перед волгоградцами и гостями города.

Недетское детское

Вторая выставка полностью посвящена графическим произведениям XX века, экспозиция называется «Русская сказка. Книжная иллюстрация из собрания ВМИИ». Она объединяет свыше 50 произведений отечественной графики XX века из фондов музея, объединенных темой русской сказки.

Со стороны можем сказать, что эта часть общей выставки будет более доступна для понимания. Как минимум потому, что в каждой представленной здесь картине все мы увидим что-то родное, знакомое нам с детства по сказкам на ночь, по стареньким книгам из районной библиотеки.

– В проекте выставлены работы представителей московской и петербургской школ – продолжателей традиций художников – пионеров советской детской книги. Среди них такие известные мастера, как Евгений Коньков, Мария Орлова-Мочалова, Евгений Рачёв, – рассказали сотрудники музея, процитировав Маршака: «Почти у каждой книги для детей, особенно у книги для маленьких, – два автора. Один из них – писатель, другой – художник».

На выставке представлены самые разные примеры графики, начиная с работ Петра Староносова 1932 года из сборника сатирических сказок «Барин и мужик», заканчивая более «свежими» произведениями 70-х и 80-х годов.

Особенно радует, что в этом музее не забывают и о местных художниках. Так, здесь вновь представили рисунки графиков, работавших в Нижне-Волжском книжном издательстве в Волгограде. Да, да, именно эти книги дети восьмидесятых, да и девяностых, помнят как «те самые, из прошлого». В первую очередь это знаменитые сборники «Остров сказок», «Былины» и «Русские сказки», проиллюстрированные Нинель Пироговой, Борисом Сивцом и Светланой Мироновой.

Стоит отметить, что детская иллюстрация в отрыве от переплета и текста играет совершенно другими красками. В прошлом году в музее Машкова уже проходила выставка, посвященная детской книжной и журнальной иллюстрации, и тогда мы уже подмечали «взрослость» и самостоятельность этих работ. Сегодня можем сказать о представленных картинах то же самое. Они самодостаточны, способны говорить со зрителем на понятном, общедоступном и вневременном языке, а главное – могут этим языком рассказать целую историю. Иногда смешную, иногда поучительную, но зачастую трагичную и даже страшную.

Очень хочется еще

Обе выставки будут идти до конца июля, и в пресс-службе музея Машкова сообщили, что в ходе экспонирования планируется целая серия мероприятий: мастер-классы, лекции, экскурсии. 

Говорят, что если искусство не оставляет эмоционального отклика, то и обсуждать его не хочется. В случае с этими сказочными картинами и образами все наоборот: хочется и обсуждать, и советовать к просмотру.

Лично нам не хватило некоего продакт-плейсмента, которого, конечно, ждешь не от куратора выставки, а от пиар-службы музея. Возможно, это пожелания из разряда фантастики, но на наш скромный взгляд ничто так хорошо не подходит под создание целой линейки промо-материалов, как зарисовки из русского фольклора.

Любая из представленных работ стала бы прекрасным украшением для мерча: футболок, худи, сумок-шоперов, да хоть блокнотов. Они лаконичны, контрастны, привлекают внимание и попросту цепляют взгляд. Мы уже знаем, что в «Машкове» умеют работать с фирменным стилем. Здесь выпускали и маски, и книги, и много другой продукции. Так что мы по-настоящему ждем, когда Волгоград наполнят люди с принтами в виде трех медведей и золотой рыбки. Не современных в их интерпретациях, а тех самых – в графических каноничных образах, которые сегодня мы видим только на стенах и в рамах.