О номинантах на Патриаршую литературную премию

Вклад каждого из них в сокровищницу нашей культуры бесспорен и неповторим. Это писатели со своим авторским стилем, со своей сферой интересов, со своими литературными достоинствами. С одной стороны, это затрудняет выбор лауреатов, а с другой — делает премию еще интереснее.

О номинантах на Патриаршую литературную премию
© Вечерняя Москва

Я напоминаю, что включение имени писателя в короткий список — само по себе свидетельство того, что Церковь видит и ценит его вклад в нашу словесность. В короткий список премии попадают только достойные и сильные авторы.

Архимандрит Дамаскин (Орловский) несколько десятилетий своей жизни посвятил важному и сложному делу — увековечиванию памяти новомучеников. Такая деятельность требует не только самоотверженности, готовности упорно трудиться, посвящать ей много времени, отдавать много сил. Она требует еще и профессионального умения работать с разными источниками, находить достоверную информацию, проверять ее. Требует эрудиции и хорошего образования, готовности постоянно пополнять, расширять свои знания. Всеми этими качествами обладает архимандрит Дамаскин (Орловский). Он талантливый писатель с профильным образованием: окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Отец Дамаскин защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию: он доктор исторических наук. У него высокая квалификация, прекрасное разностороннее образование, дающее возможность получать, собирать достоверные сведения о людях, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь, составлять жития новомучеников, писать о них книги. Такой труд достоин внимания.

Этот год запомнится тем, что половина короткого списка — поэты. В наш век скорости, спешки, развлечений и ярких внешних впечатлений так важно, чтобы поэзия продолжала жить, чтобы люди писали и читали стихи.

Николай Александрович Зиновьев — поэт известный. О нем можно сказать с уверенностью: истинный поэт. Истинный — потому что понимает природу своего вдохновения, своего дара:

Сегодня нет меня счастливей!

Пусть дни по-прежнему спешат,

Но поутру апрельский ливень

Я смог собрать в один ушат.

Я ухитрился в восемь строчек

Вместить и сад, что весь промок,

И терпкий запах клейких почек,

И ставший скользким вмиг мосточек…

Не сам, конечно, Бог помог.

Если человек понимает, что дар его от Господа, что все самое лучшее, что ему удается, делается с Божией помощью, он ответственно относится к тому, что делает, что создает, и результат получается очень достойным.

Дмитрий Александрович Мизгулин в своих поэтических строках напоминает читателям, что помнить о Господе нужно не только в горе, нужде, на перепутье. Как часто человек в спокойные периоды жизни, когда вроде бы все хорошо, забывает дорогу в храм, не обращается к Господу со словами благодарности. Очень точные строки Дмитрия Мизгулина об этом:

Когда все валится из рук,

Когда душа скорбит в тревоге,

Тогда мы как-то сразу, вдруг

Задумываемся о Боге.

И, безнадежно одинок,

Застынешь пред вратами ада.

И веришь, что лишь только Бог —

Твоя надежда и отрада.

Но лишь минует срок — опять

Во власти суеты и пьянства…

Не расплескать бы благодать,

Не впасть бы снова в окаянство.

Пока душа еще жива,

Спеши, спеши под своды храма

И благодарности слова

Не забывай твердить упрямо.

Поэзия родного дома, семьи, домашнего семейного тепла, родной природы, родных мест... Ольга Александровна Фокина — настоящий мастер такой лирики. Народные традиции, поэтическое мастерство уровня лучших произведений классики — все это органично соединяется в ее строках. Процитирую строки, в которых переплетено большинство тем лирики Ольги Александровны:

Большая Родина без малой —

Не то что слишком велика,

А как бы дом родной — без мамы,

Без дела — мамина рука, —

Непредставима, неконкретна,

Не столь заботлива, тепла…

Ах, малой родины примета —

Четыре жерди, два кола,

Над ними — рдяная рябина!

За ними — тропка до крыльца, —

Да, это ты, мой край родимый,

Край дедов, мамы и отца.

Отчизна, Родина, опора,

Мое спасенье в час лихой,

И во спасение которой

На смертный бой готов любой.

Алексей Юрьевич Карпов посвятил свою жизнь истории и культуре Древней Руси. Он автор и редактор книг о том интереснейшем времени, о древнерусских князьях, в том числе о тех, кто причислен к лику святых (в числе самых известных его книг «Княгиня Ольга», «Владимир Святой»). Книги Алексея Юрьевича написаны на строго научной основе, с привлечением множества достоверных фактов.

Не каждый читатель может работать с первоисточниками, тем более с первоисточниками Древней Руси. И по истории этого периода широкая читательская аудитория знает очень немного. А это период интересный, очень важный, насыщенный событиями, период, во многом определивший всю нашу дальнейшую историю, культуру. Об этом времени люди должны знать гораздо больше. Алексей Карпов пишет книги, которые интересны и полезны и профессиональным историкам, и обычным читателям самого разного возраста, начиная с подросткового. Содержание — научное и достоверное — изложено доступным большинству читателей языком. Примечания, комментарии, список источников — весомая помощь людям, которые хотят узнать и понять тему больше и полнее.

Валерий Николаевич Хайрюзов — летчик, человек очень нужной и требующей отваги профессии. Значительная часть его произведений могла быть создана только человеком, который не понаслышке знаком с летным делом. Читать их интересно и познавательно. Но я особенно ценю в его прозе тонкие наблюдения, которые мог бы сделать по-настоящему внимательный человек и писатель. Например, один из рассказов заканчивается так: «Оказывается, сочувственный взгляд другого человека действует сильнее, чем песня на итальянской пластинке». Как важно нам помнить, что человеческие отношения, человеческая внимательность важнее и дороже, чем что-то внешнее.

Еще я ценю умение Валерия Хайрюзова органично вплетать в художественное повествование сведения по истории, в том числе такие, о которых многие не знают: «Мы долго не знали и даже не подозревали, что наша жилкинская первоначальная школа, в которой я провел первые четыре года, была одной из самых старых во всей Сибири. Была она маленькой, домашней и располагалась в глубине небольшой, усыпанной битым кирпичом площади. Школа была открыта при Вознесенском монастыре, который взорвали в середине тридцатых годов […] Для постройки монастыря место выбрали видное, живописное — на вершине огромного, поросшего лесом холма неподалеку от Иркутского острога, прямо на берегу Ангары. […] Во времена святителя Иннокентия место это стало известно далеко, при монастыре начала действовать так называемая мунгальская школа, в которой обучались грамоте монгольские дети, японские и даже жители далекой Аляски, входившей в состав Иркутской губернии».

Михаила Андреевича Чванова мы знаем как писателя и как человека, много лет возглавляющего музей, целый культурный центр Сергея Тимофеевича Аксакова, всей семьи Аксаковых. Сохранение памяти Аксаковых, их наследия, большая общественно-культурная работа — все это неоспоримый вклад Михаила Чванова в культуру. Сейчас я хочу вспомнить его слова о другом прекрасном писателе, о Валентине Григорьевиче Распутине: «У всякого человека есть совесть, только у одних она спит или убита, у других — она объемнее человека, в котором зародилась или которого для особой цели выбрал Бог или наказал ею, потому что нелегко с ней жить, потому что она становится совестью и тех, в которых она чуть теплится. […] Валентин Григорьевич был совестью всей России. И славянского мира тоже, в трудные, роковые для себя годы славяне вспоминали о нем, тоже просили: помоги, возглавь, спаси…».

Я думаю, что одно из основных предназначений писателя — быть совестью, жить по совести, вести к этому читателей. Номинанты этого года, я полагаю, могут справиться с такой миссией.