В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Гендиректор фестиваля "Золотая маска" считает, что для зрителей по-прежнему важен театр

, 9 апреля. /ТАСС/. XXVIII Всероссийский фестиваль "Золотая маска" 2022 года подходит к финалу, 17 апреля пройдут заключительные показы, после которых состоятся заседания жюри, а 20 апреля - награждение лауреатов в онлайн-формате, сообщила в интервью ТАСС гендиректор фестиваля .

Гендиректор фестиваля "Золотая маска" считает, что для зрителей по-прежнему важен театр
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

"У нас в этом году прошло более 290 показов спектаклей в конкурсной и внеконкурсной программах, из 22 городов России. Это большое сообщество. , , Воронеж, , Нижний Новгород, , - огромнейшая театральная палитра всей России. Две трети афиши фестиваля - это нестоличные спектакли", - сказала Ревякина, которая в следующем году отметит 20-летие работы в "Золотой маске".

По ее словам, начиналась "Золотая маска" как московский фестиваль, с годами он рос, появлялись новые критерии и номинации, сейчас это большой конкурсный театральный фестиваль, который охватывает всю страну и не имеет аналогов в мире.

"В России проходит много самых разнообразных театральных фестивалей. Но "Золотая маска", фестиваль-конкурс, национальная театральная премия и фестиваль - один. Премия была учреждена Союзом театральных деятелей в 1993 году, и в первый год в конкурсе участвовали только московские спектакли. Но уже на следующий год в нем приняли участие театры из других городов. Фестиваль расширялся, становился более объемным, более сложным. Если раньше существовал один экспертный совет и одно жюри, а конкурсная афиша состояла из 20-30 постановок, то с течением времени, благодаря развитию российского театра и театральных жанров, фестиваль менялся", - рассказала Ревякина.

Сейчас список номинантов формируют два экспертных совета - отдельно по драматическому театру и театру кукол и по музыкальному театру, члены которых каждый год ротируются. Экспертами являются в основном критики, театроведы, музыковеды. "Экспертный отбор - это профессиональный отбор, "фильтр", благодаря которому формируется афиша фестиваля. А дальше уже СТД и ассоциация театральных и музыкальных критиков формируют составы жюри. Причем, в жюри не должны входить театральные деятели, участвующие в отобранных в конкурс спектаклях", - уточнила собеседница агентства. В отличие от экспертных советов в жюри, помимо критиков, работают практики, представляющие разные виды творческих профессий - артисты, режиссеры, хореографы, дирижеры, художники по свету, певцы, драматурги, композиторы, перечислила гендиректор.

По ее данным, за прошедший сезон было отсмотрено 1 165 спектаклей, в конкурс отобран 81. "Это постановки всех жанров: драма большой и малой формы, театры кукол, эксперимент, современный танец, мюзикл, оперетта, балет, опера - все разнообразие того, что создано за последний театральный сезон. Это уникальная система отбора и в контексте театрального мирового опыта", - отметила Ревякина.

О влиянии пандемии

Несмотря на пандемию, по ее информации, в России было поставлено множество спектаклей, и программа этого года сопоставима по объему с программой Года театра, объявленного в 2019 году.

"Период пандемии был тяжелый для нас. Но за это время, пока было нельзя играть для зрителей, спектакли репетировались. Столько постановок было подготовлено, сшито костюмов и сделано декораций! Собственно афиша у нас получилась очень большая из-за того, что театры в период пандемии серьезно работали", - сказала гендиректор.

В частности, можно отметить всплеск новых музыкальных постановок. "Был период, когда участвовало очень мало музыкальных театров. А сейчас , , Красноярск, Нижний Новгород, , Самара, , не говоря про Москву и - это все музыкальные спектакли", - добавила Ревякина.

Еще одной особенностью этого периода она назвала появление ряда новых независимых театров, за спектаклями которых "интересно следить", в частности, это компания "Немхат" из Перми, театральные коллективы из , , Екатеринбурга. Благодаря активным региональным театрам формируются новые театральные центры, сказала собеседница агентства.

"К примеру, в Казани это Театр юного зрителя и Театр кукол, театральная площадка с очень интересными программами MON, у которой номинировано несколько спектаклей. А Красноярск - это не только ТЮЗ, который мы хорошо знаем, и Театр оперы и балета, но и Театр драмы, Театр кукол. Это очень разнообразная палитра", - оценила гендиректор.

Геополитика

Текущая ситуация в целом, по ее словам, не отразилась на программе фестиваля, но пришлось отменить внеконкурсную программу Russian case, адресованную зарубежным продюсерам и критикам. "У нас, к сожалению, не смог состояться Russian сase, хотя программа была отобрана, составлена. Отменились зарубежные программы в и , пока под вопросом ", - проинформировала Ревякина.

Она выразила сожаление в связи с так называемой культурой отмены на Западе. "Ужасную боль вызывает такая "культура отмены". Как можно запрещать исполнять Чайковского или ставить спектакли по произведениям Достоевского, Чехова? Это уже давно мировая классика", - заявила собеседница агентства.

Говоря о конкурсной программе "Золотой маски", она отметила, что в этом году жюри часть спектаклей смотрело в городах их создания: это и постановки, которые невозможно привезти в Москву в силу технических параметров, и site-specific, который "работает" только в конкретном городском контексте. На афишу фестиваля повлияли усложнение логистической ситуации, удорожание перелетов и перевозок декораций и в целом непростая финансовая и организационная ситуация у независимых театров, пояснила Ревякина.

Постановки "Богатыри" и "Ленинградская симфония" члены жюри посмотрели в Красноярске, а спектакль "Мисс Сайгон" Театра музыкальной комедии - в Петербурге, сообщила она.

Отвечая на вопрос, случалось ли, что режиссеры или худруки сами снимали свои имена из номинантов "Золотой маски", Ревякина рассказала, что такое бывает крайне редко. "Помню, что (худрук театра "Современник") просто просила не включать свои спектакли в число номинантов, но постановки , Евгения Арье, выпущенные в "Современнике", были номинированы. Лет 12 назад сказал: "Не надо меня номинировать, номинируйте молодых". Он гениальный дирижер и почти каждый год получал "Маски". Но вообще отказы крайне редко бывают", - сказала собеседница агентства.

Отличительные черты нынешнего фестиваля

Ревякина сообщила, что в этом году в конкурсную афишу вошли 67 театров, создатели и исполнители представлены в 290 частных номинациях. "Этот фестиваль интересен тем, что ряд театров получил очень много номинаций", - заявила она, добавив, что порой жюри сожалеет, что какой-то номинации нет, и невозможно отметить уникальную особенность той или иной постановки.

Она перечислила театры-рекордсмены по количеству номинаций: "Например, 22 частные номинации у Большого театра, 19 - у пермских спектаклей. У екатеринбургского театра "Урал Опера Балет" - 14 номинаций. Это серьезные цифры. Мюзикл "Шахматы" выдвинут в 10 номинациях, "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" в постановке - в восьми. "Антигона" Романа Феодори (Пермь) - восемь номинаций. "Семейка Аддамс" () - восемь. Это очень радует".

Отличительной чертой этого фестиваля также стало качество постановок независимых театров, многие из которых попадают в число претендентов уже не первый раз, продолжила собеседница агентства. "У них очень интересная репертуарная политика, хотя им выжить сложно, у них нет устойчивого государственного финансирования", - пояснила она.

Говоря о зрительской аудитории в разных городах, Ревякина выразила мнение, что в регионах более открытая и менее искушенная публика, "очень искренняя". Московскую публику она охарактеризовала как благосклонную, но взыскательную. "Фестивальная публика с интересом идет на спектакли "Маски", потому что понимает, что это что-то новое. Это достаточно благосклонная, но взыскательная публика. Мне кажется, что для зрителей важен театр, важно говорить с театром, потому что каждый зритель получает какой-то новый заряд, открывает новые смыслы", - добавила она.

Процент классики

Больше всего спектаклей, ставших номинантами "Золотой маски", поставлено по классическим произведениям, но их создатели часто выстраивают новый диалог с классиками, рассказала собеседница агентства.

"Всегда современных авторов меньше. Например, в музыкальной афише: Моцарт, Штраус, Бизе, Гендель, Прокофьев, Шостакович, Стравинский - это все классики. Есть пародийная опера "Богатыри" на музыку , но она поставлена совершенно неклассически. Есть примеры обращения к классике, но мало известной для широкой публики. Так, спектакль "Люди" из Казани поставлен по повести классика татарской литературы Галимджана Ибрагимова, это одно из сильнейших произведений, посвященных сложному этапу - 30-м годам XX века", - отметила она.

А современные постановщики не просто обращаются к классике - они выстраивают совершенно новый диалог с авторами, как, например, "Антигона" Пермского Театра-Театра, добавила Ревякина. "Это и "Три толстяка. Эпизод семь. Учитель" БДТ по . Или опера Vita Nuova, написанная современным классиком - композитором в обращении к одноименному произведению и поставленная впервые Башкирским театром оперы и балета", - сказала она.

Что касается основных критериев оценки работ, как пояснила гендиректор фестиваля, независимо от того, обращается ли автор к классике или современной драме, тексту или музыке, "это всегда какое-то новое прочтение, новый неожиданный взгляд на произведение".