«Смех – это жизнь»: как опера «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева превратилась в «научпоп-комедию»

В Москве стартовал российский театральный фестиваль «Золотая маска». В этом году одним из номинантов стал Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского из Перми. Оперу «Любовь к трем апельсинам» столичной публике представили на сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

«Смех – это жизнь»: как опера «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева превратилась в «научпоп-комедию»
© Мир24

История одного из старейших театров России начинается с 24 ноября 1870 года. Первыми на сцене были поставлены опера «Жизнь царя» Глинки и балет «Жизель» Адольфа Адана. Современное здание построили в 1877-1879 годы. Сегодня это памятник архитектуры. Можно смело сказать, что Театр оперы и балета является главным культурным центром Перми. И похвастаться он может не только интересными постановками, но и своими экскурсиями.

Премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» состоялась в феврале 2021 года. Либретто еще в 1919 году написал Сергей Прокофьев. Однако пермский театр в лице Филиппа Григорьяна и Ильи Кухаренко предлагают свою версию знаменитой сказки Карло Гоцци.

Идею Прокофьеву подсказал Всеволод Мейерхольд. В итоге получилась простая и живая опера с элементами комедии dell’arte и современными художественными веяниями. У Григорьяна и Кухаренко вышла, скорее, «научпоп-комедия», как заявляют и сами авторы. Действие происходит в лаборатории, где ученые мечтают преобразить человека и работают над секретным проектом под названием «Принц».

К слову, режиссер и художник-постановщик Филипп Григорьян, как правило, работает на стыке жанров. В 2013 году стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Эксперимент» за перформанс «Полнолуние» на музыку Сысоева для Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». А драматург Илья Кухаренко начинал в качестве критика и редактора в СМИ, затем уже стал выступать в роли драматурга и куратора многих проектов.

По сюжету Король здесь является главой института и представляет свой эксперимент, который находится в стадии завершения. Но что-то идет не так, опыт не удается и начинается скандал… Добрый Маг Челий и злая ведьма Фата Моргана, в интерпретации пермского театра больше похожая на тетю Клаву из соседнего подъезда, которая моет полы, напоминают Королю о нейрофизиологических возможностях смеха. Вот тут-то, собственно, все самое интересное и начинается…

И вот, в системе искусственно сконструированной реальности – неполадки. Бразды правления оказываются у Морганы. Здесь Кухарка воплощает мага Челия, а апельсины – портал в подсознание Принца. И что же все-таки значит фраза «Влюбись в три апельсина»? Как понять тайную природу своих желаний и изменить искусственную реальность? И насколько важно настаивать на своей версии счастья?

«Любовь к трем апельсинам» у Театра оперы и балета им. Чайковского из Перми получилась легкой для восприятия, понятной и без программки, с белыми халатами и экспериментами над психикой – прям на злобу дня… У каждого персонажа – новая, незнакомая даже искушенному зрителю биография. При этом текст либретто сохранен практически полностью! На сильный смех зрителя рассчитывать не стоит, но улыбки местами точно «включаются», энергетика артистов льется рекой, за что в финале – честные долгие овации и крики «браво!».

Особого внимания заслуживает, конечно, и оркестр под руководством Артема Абашева – мощь, энергетика, сила, азарт!

Не случайно опера заявлена на премию в нескольких номинациях: работа дирижера, режиссера, художника по костюмам и по свету, лучшая женская и мужская роли.

Ну и что уж там говорить, сама опера тоже достойна номинации. В эпоху вирусов и научных экспериментов либретто Прокофьева в такой интерпретации ох, как актуально!