В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Всю жизнь учусь у природы»

Чем старше мы становимся, тем чаще в памяти возвращаемся в те годы, когда чувствовали себя легко и беззаботно. Но по-настоящему остановить время под силу лишь мастеру. На картинах Василия Носова запечатлены те самые мгновения счастья, связанные с сельскими двориками, улицами и домами, людьми… Большинство его работ – пейзажи: тихие рассветы и закаты, реки и луга, заснеженные поля, величественная тишина курского края. Носова часто сравнивают с Саврасовым и Левитаном. Из нескольких сотен произведений мастера значительная часть приобретена Художественным фондом России. Его картины хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Многие написаны в родном селе Лебяжье. Здесь были и самые радостные, и самые трудные дни. Всё, что пережил художник, – на его полотнах. Родом из детства До революции родители Василия Носова владели крупным наделом земли. На одной из его картин «Осень в селе Лебяжье» мы видим этот огромный огород. Он не раз спасал многодетную семью в голодные годы. Вдалеке – церковь . За ней начинается липовая аллея: когда-то там была усадьба помещика Новосильцева. В этих местах в 1937 году родился Василий Носов. Мальчику было всего полтора года, когда папы не стало. Младший, седьмой ребёнок, которого тогда ждала многодетная семья, появился на свет уже без отца. В Великую Отечественную войну двое старших братьев Василия ушли на фронт. Феоне Алексеевне Носовой и пятерым детям пришлось пережить страшные годы оккупации. 16-летнего Сашу спасали от рабства. Зимой ему приходилось прятаться в картофельной яме, чтобы фашисты не угнали в . – Был голод, – вспоминает Василий Васильевич. – В нашей хате стояли немцы. Незваные гости садились за стол, а мы, дети, смотрели такими глазами, что иногда, видимо сжалившись, те отрезали по кусочку хлеба и давали нам. Наступили холода, мама взяла в дом корову, а под печку – поросёнка. К нашему счастью, немцам, видно, это не понравилось, и они перебрались на другую квартиру. Чтобы выжить, маме приходилось обменивать оставшуюся с мирного времени одежду на продукты. Женщины собирались по нескольку человек, клали на санки вещи, шли в дальние деревни. Нас мама оставляла со старенькой бабушкой, которая уже совсем не видела и не вставала с печи. Порции еды были строго распределены: это надо съесть сегодня, а это – только завтра, чтобы хватило на несколько дней. Мама всегда вспоминала страшный случай, произошедший в одном из сёл. Это было зимой. «Вижу, – рассказывала она, – в одном доме огонёк горит. Подхожу: женщина хлеб печёт. Я постучала, она меня позвала. А сама заливается слезами. Я говорю: «Что же ты плачешь? У тебя хлебушек есть, тепло в доме…» А она: «Посмотри, матушка». Я взглянула в окно и чуть не упала от ужаса. В саду были повешены двое мужчин: сын и муж хозяйки дома. Фашисты запретили их хоронить. Она отдала мне испечённый хлеб: наверное, хотела так помянуть своих родных…» Несколько раз маме пришлось переходить линию фронта. А он в то время был уже совсем рядом. Каждый день обстрелы: с одной и с другой стороны летели снаряды. Однажды нас спасло чудо: во сне мама увидела всадника на белом коне. Она была уверена, что это . Всадник сказал: «В этот раз ложись спать не на кухне, за печкой, а в комнате». На кухне было теплее, но мама поверила сну. В ту ночь начался обстрел. Печка, за которой мы должны были спать, оказалась вся посечена осколками. Что было бы с нами, если бы не тот сон? …Новая картина, над которой сейчас работает художник, – в память о братьях, ветеранах Великой Отечественной войны. На западе – горящий закат. Внизу – шеренги бойцов, которые двигаются в его сторону, идут в наступление. А по верху железнодорожной насыпи движется военный эшелон, поезд тоже идёт на запад. Всё это художник видел в детстве в родном селе. – Помню освобождение, – говорит Василий Васильевич. – Пришли наши солдаты – румяные, красивые, в белых полушубках. Наш Саша ушёл воевать. Его забрали во флот, в мичманскую школу. На войну он попал только в самом её конце. Мои братья вернулись с фронта с ранениями, но живыми. А мама была награждена медалью «Мать-героиня». – Поднять в одиночку пятерых детей – великий женский подвиг. Я всегда смотрела на свекровь с огромным уважением, – делится супруга мастера Алевтина Борисовна Носова. – Она была глубоко верующим человеком. Учиться ей было некогда, она могла писать только печатными буквами. Так она переписывала молитвы. Думаю, выстоять ей помогла вера. Случайностей в жизни не бывает Василий Носов считает, что обрести любимую профессию ему помогла удача: – Окончив школу-семилетку, я раздумывал, где же учиться дальше. Однажды шёл по городу и увидел объявление о наборе в художественно-графическое училище. Решил держать экзамен: рисовать я любил. Можно было выбрать любую композицию, и я нарисовал карандашом танковое сражение. Так и поступил на учёбу. В училище бывшему деревенскому пареньку Носову открылся удивительный мир искусства, о котором он совсем ничего не знал: , Древний . Талантливые педагоги давали детям много, и занятия проходили очень интересно. После выпуска Василий получил распределение в . Предполагалось, что он будет работать в , но в гостинице молодого специалиста так атаковали клопы, что он решил уехать из этого города подальше. В районном отделе образования пошли навстречу: направили его в школу якутского посёлка Чурапча. Здесь Василий преподавал черчение, рисование, физкультуру и даже пение. Весной выходил рисовать этюды. И постоянно делал зарисовки в маленьком альбоме, который всегда носил с собой. Когда ему исполнилось 18 лет, призывник Носов сам пришёл в военкомат и попросил, чтобы его поскорее призвали в армию. – Мне хотелось служить в авиации, но набор туда уже закончился, – вспоминает Василий Васильевич. – Направили в ракетные войска на Дальний Восток. К счастью, и здесь я мог не расставаться с живописью. Каждую свободную минуту старался рисовать. Командир привлёк меня к работе: я рисовал агитационные листки, делал стенгазету. Очень хотелось домой, а служить предстояло три года. Написал об этом старшему брату Александру, который уже отслужил, – его же забрали в конце войны, потом была армия. Саша возмутился: «Я служил целых семь лет. А ты три года потерпеть не можешь!» Вскоре я привык к службе. Меня отпускали в город за красками для стенгазеты. Однажды поручили сделать подарок для нанайских колхозников. Я решил написать копию картины Айвазовского «Девятый вал». Работу выполнил. Картину под покрывалом вынесли на сцену Дома культуры. Когда её открыли, по залу прошёл гул ликования. Это был успех! Зрители вскакивали с мест, становились на стулья, чтобы лучше рассмотреть подарок, аплодировали – так понравилось море, торжество стихии. Дело в том, что все нанайские колхозники выходили на промысел в море, ловили рыбу, охотились на косаток. И им эта тема была прекрасно знакома. Позднее на Дальнем Востоке родились картины Носова «Дорога в Саянах», «Горы. Саяны», «Сахалин». Всё это – работы армейского периода. С первого взгляда Свою судьбу художник Носов встретил в . После демобилизации поступил на художественно-графическое отделение в пединститут. На 1-м курсе влюбился с первого взгляда, и чувство было взаимным. Будущая супруга Алевтина Борисовна училась с ним в одной группе. – Василий меня сразу поразил! – рассказывает она. – Я с детства мечтала стать художником, но в институт поступила прямо после десятилетки и рисовать, конечно, ещё не умела. А он уже был большим мастером. Помню, я впервые увидела, как он работает. Студенты получили задание – нарисовать геометрические тела. Нам представили куб и шар: всё белого цвета. А он почему-то всё рисовал чёрным. Но когда Василий завершил работу, я увидела белые предметы, написанные чёрным карандашом. Для меня это было чудом! Потом я ещё много училась на его рисунках. Для меня он был недостижимым мастером. А какие писал этюды! Я нашла родственную душу. Мой избранник оказался не только талантливым, но и очень тонким, безупречно честным человеком. Вскоре влюблённые поженились. А недавно Алевтина Борисовна и Василий Васильевич отметили золотую свадьбу. Впереди – бриллиантовая. Воспитали сына и дочь, теперь уже есть и внуки: все они дружная, сплочённая семья, помогают друг другу во всём. Дети пошли по стопам родителей. В семейной галерее – портреты Алевтины Борисовны и Василия Васильевича. Их написала дочь Виктория, художник-портретист. Делом жизни сына стало ювелирное искусство, внук занимается графическим дизайном. Часто принимает участие в выставках молодых художников и внучка. Василий Васильевич продолжает вдохновляться курской природой. Выдуманных сюжетов у него нет. Художник постоянно пишет уголки родного Курска, сельские пейзажи, любимую реку Сейм. На его многочисленных полотнах часто встречается один и тот же дворик. Зимой и летом он такой разный. Это отчий дом, который крепко стоит уже второе столетие подряд. В настоящее время художник работает над пейзажами – пишет закаты. – Они сейчас острые, контрастные, – говорит Василий Носов. – Красоту, которую для нас создал Господь, не заменить ничем. В январе Василию Носову исполняется 85 лет. В галерее имени А.А. Дейнеки состоялась первая персональная выставка художника. Она называется «Носов Василий Васильевич. Живопись». Добавим: «и жизнь, которая продолжается и которая прекрасна». СПРАВКА КП Василий Носов награждён серебряной и золотой медалями Союза художников России «За духовность, традиции, мастерство», является лауреатом премии губернатора имени А.А. Дейнеки. Из нескольких сотен его произведений значительная часть приобретена Художественным фондом РСФСР, Министерством культуры РСФСР, Дирекцией художественных выставок СХ РФ, государственными музеями. Многие работы Василия Носова находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Елена Гамова

«Всю жизнь учусь у природы»
Фото: Курская правдаКурская правда