Войти в почту

Олег Беркович: 800-летие показало, как может жить Нижний Новгород

Заместитель председателя правительства Нижегородской области и министр культуры региона Олег Беркович в интервью ИА «Время Н» рассказал о праздновании 800-летия Нижнего Новгорода, нижегородском стрит-арте и литературе, областных премиях в сфере культуры и о многом другом.

Олег Беркович: 800-летие показало, как может жить Нижний Новгород
© "Время Н" РИА

— Кульминация 800-летия Нижнего Новгорода — гала-шоу «Начало Нового» — прошла с особым успехом. Праздничный концерт затронул все районы города и был показан на федеральном телеканале. Что думаете об этом сейчас? Все ли из задуманного удалось осуществить?

— Успех праздничных мероприятий, в том числе и гала-шоу, должны оценивать жители. От себя скажу, что я доволен тем, что нам удалось сделать праздник для максимально возможного количества жителей и гостей города, несмотря на сложные условия, связанные с коронавирусом.

Мы развернули 9 площадок празднования, на которых выступали 9 артистов-хедлайнеров, 7 оркестров, 23 ансамбля, 11 кавер-групп. На сцене на Нижневолжской набережной принимали участие 560 артистов, многие из которых — нижегородцы. Часть из них впоследствии выступала еще и на площадках в других районах города.

Также считаю, что концепция оформления сцены и самого шоу была выполнена на профессиональном уровне благодаря Илье Авербуху и нашим коллегам. В итоге у нас получился масштабный проект, которому нет аналогов в стране.

Отдельно отмечу салют, который запускали с 6 барж, длина залповой линии — около 800 метров. Большая честь для нас, что юбилей города освещал главный телеканал страны.

Мы делали такой масштабный проект в новых условиях, во время пандемии. И конечно, сейчас по итогу видно, где можно было сделать лучше, по-другому.

— В последние годы Нижний Новгород стал привлекательным городом для стрит-арта. Этому, безусловно, способствует фестиваль уличного искусства «Место». Какие мысли по этому поводу на ближайшее будущее и следующий год? Планируете держать марку?

— Фестиваль «Место» — нижегородская инициатива. Именно ребята-организаторы задают этот тренд и вектор развития. Мы лишь поддерживаем и не мешаем развиваться. Благодаря финансовой поддержке (грант «Команды 800») фестиваль получается сделать масштабней и провести с условиями, которые стали лучше: например, художникам можно поселиться в гостиницах, есть больше согласованных больших мест для новых муралов.

Нижегородский стрит-арт — это новый бренд города, живая современная культура, которая гуманизирует городские пространства. Кроме того, многие современные художники, вышедшие из стрит-арта, уходят в галереи. И это тоже показатель развития.

В планах — сделать проект международным. Если позволит ситуация, то мы рады были бы видеть иностранных стрит-артистов в нашем городе. Однако это сегодня зависит не только от нас.

— В отличие от визуального искусства, региональная литература требует, скажем так, более глубокого погружения в контекст. Одно время возникали вопросы по финансированию журнала «Нижний Новгород», ситуация стабилизировалась?

— Работа по поддержке литературного сообщества ведётся министерством культуры постоянно. Также книгоиздание — важная часть проектов 800-летия. Благодаря грантовой поддержке АНО «Центр 800» мы дополнительно поддержали несколько литературных проектов. Например, выпустили двухтомник «Восемь веков истории Нижегородской области».

Что касается журнала, то ситуация с ним стабилизировалась. С 2014 года выделяется финансирование, новый «Нижний Новгород», сохраняя лучшие традиции прежнего издания, охватывает различные виды литературно-художественной деятельности — прозу, поэзию, драматургические произведения, публицистику, литературную критику, детскую и юмористическую литературу. Отдельные разделы посвящены вопросам истории, эпистолярному жанру, обращениям читателей.

Ежегодно выпускается 6 номеров «Нижнего Новгорода». Из 800 экземпляров каждого номера 600 на безвозмездной основе передается в государственные и муниципальные библиотеки и другие учреждения культуры области (в том числе в НГИАМЗ, Государственный музей А.М.Горького, Нижегородское театральное училище и др.). По 10−12 экземпляров достается каждому получателю.

Журнал является примером удачного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса: он издается на средства областного бюджета, а работа редколлегии «Нижнего Новгорода» и аренда помещения для осуществления деятельности редколлегии оплачивается ООО «Книги».

Помимо финансирования издания журнала, министерство культуры оказывает ему всестороннюю поддержку в распространении вышедших номеров, предоставлении площадок для организации мероприятий и популяризации издания.

— К 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода в текущем году вышла антологии нижегородской прозы и поэзии «Коромыслова башня». Удалось ли подержать в руках?

— Очень важно, что этот проект — частная инициатива. Это показывает, что интерес к литературе у нас в регионе только возрастает. Антология — отличный срез современной нижегородской литературы, в ней представлены как молодые авторы, так и литераторы, известные не только у нас в регионе, но и по всей стране. Для кого-то из авторов это первая публикация и хороший старт в литературу.

Конечно, я изучил этот сборник. Многие произведения в нем посвящены Нижнему Новгороду — получается своеобразный литературный путеводитель: произведения не только предлагают читателю задуматься или посмеяться, но и приглашают прогуляться по нашему замечательному городу.

Помимо этого, мы в свою очередь поддерживаем молодых авторов, и как вы знаете, у нас в регионе проходит ежегодная премия «Болдинская осень», которая в этом году вышла на новый, федеральный уровень. Очень радует, что в номинации «Поэзия» победила нижегородка Елизавета Долкова. Все это говорит о том, что наш регион занимает достойное место на литературной карте России.

— Спрошу о премии «Болдинская осень», которая в этом году существенно увеличила призовой фонд и стала премией федерального уровня: ваше мнение о реализации данного проекта?

— В этом году премия «Болдинская осень» прошла в 12 раз и первый раз — в новом расширенном, федеральном формате. Помимо федерального статуса, мы серьезно поработали над ее трансформацией. С этого года заявки на участие смогли подать авторы со всей страны в возрасте от 18 до 37 лет. Изменился и сам механизм выдвижения произведений на соискание премии. Таким правом теперь обладают только номинаторы: литературно-художественные журналы, книжные издательства, библиотеки, профильные творческие союзы, признанные писатели, литературные критики. Такой подход позволил повысить качество попадающих на конкурс произведений, что было отмечено членами жюри, среди которых, кстати, были Андрей Геласимов, поэтесса Марина Кулакова, главный редактор журнала о поэзии Prosodia Владимир Козлов. И, как следствие, некоторые участники уже получили предложения от издательства о публикации своих работ. Что, безусловно, является показателем действительно высокого уровня работ.

Главным изменением, конечно же, стало многократное увеличение призового фонда — всего он составил 2 миллиона 850 тысяч рублей, а главный приз мы увеличили с 30 тысяч рублей до 800 тысяч.

Переход на федеральный уровень — показатель востребованности премии, о чем говорит количество поступивших заявок (более 200) со всей страны.

Насколько удалась премия в этом году, судить, в первую очередь, ее соискателям, членам жюри, ридерам и всему сообществу. Но судя по тем отзывам, которые во множестве оставляют эти люди в социальных сетях, присылают в личных сообщениях, премия удалась.

— Ожидаемо, что после столь насыщенного года — в плане культурных мероприятий — в следующем году город немного «просядет». Что вы об этом думаете? Какие проекты способны отчасти выправить данное положение вещей в будущем?

— 800-летие показало, как может жить город, какой здесь может быть ритм благодаря энергетике и поддержке людей. Если нижегородцам будет интересно сохранить этот импульс, то каркас событийной программы сохранится. Ведь часть календаря — это мероприятия, организованные нижегородцами. Музыкальный фестиваль «Шаляпин на балконе» в квартале Трех Святителей, ландшафтный фестиваль, фестиваль «Botanika» и другие.

Мы еще в преддверии юбилея делали инвестиции в будущее, приглашая к нам организаторов мероприятий федерального и международного уровня. А юбилей дал нам возможность закрепиться в качестве площадки для проведения этих событий: премия в области современного искусства «Инновация», международная конференция «ЦИПР» и другие. Кроме этого, мы продемонстрировали новый уровень организации.

В 2022 году юбилей празднует наша филармония (80 лет), и мы запланировали проведение XVII Международного фестиваля искусств им. А.Д. Сахарова. Обычно Сахаровский фестиваль мы проводим один раз в два года, но в рамках такого события решили сделать исключение.

Также мы отреставрировали и построили новые площадки для проведения выставок и мероприятий: новые филиалы НГХМ, отреставрированный «Рекорд», новый павильон Ярмарки и прочее. И в 2022 году появятся еще пространства под события и галереи. Поэтому бояться «просадки» культурной жизни, я думаю, безосновательно.

Разумеется, говоря о планировании событийной программы, мы всегда должны держать в уме коронавирус.