Войти в почту

Оперные традиции в Волгограде зарождались с царицынских времен

Сегодня – Всемирный день оперы. Дата 25 октября для него выбрана не случайно, она выпадает на дни рождения великих композиторов Жоржа Бизе и Иоганна Штрауса. Всемирный день оперы призван расширить представление общества об оперном искусстве, о его позитивном влиянии и значении для всех нас. Сегодня оперные труппы вместе с профессионалами и любителями оперы призывают оценить этого бессмертного музыкально-театрального жанра.

Оперные традиции в Волгограде зарождались с царицынских времен
© Волгоградская правда

Оперная традиция зародилась в Царицыне в 1907 году, когда певец и меценат, купец 2-й гильдии, владелец известного в России горчичного завода Владимир Миллер построил на берегу Царицы, в районе нынешнего Детского центра, каменный театр «Конкордия» и открыл в нем первый оперный сезон. После революции в «Конкордии» по-прежнему шли музыкальные спектакли, в 30-е годы на ее базе был создан Сталинградский театр оперетты, в репертуаре которого были и оперы.

Впервые в Царицыне с населением всего 100 тысяч человек оперная труппа была набрана для сезона 1908–1909 годов. Ее антрепренером стал владелец театра «Конкордия» В. М. Миллер. В качестве солистов были приглашены из Императорского театра драматическое сопрано Чекмарева, из Москвы – Миловидова, из Саратовской оперы – Станиславова. Для постановки оперных спектаклей в здание театра было проведено паровое отопление. В репертуаре первого сезона значились «Травиата» и «Аида» Верди, «Демон» Рубинштейна, «Фауст» Гуно, «Жизнь за царя» Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. В 1909 году гастроли Царицынской оперной труппы с успехом прошли в Самаре, Тамбове и Астрахани с 24 различными спектаклями в афише. Любопытные сведения об истории оперы в Царицыне – Сталинграде по крупицам собирала из старинных газет наш известный краевед Галина Андрианова. Свои заметки о культурной жизни Царицына она публиковала в «Волгоградской правде», а затем издала отдельной книгой. Вот лишь два интересных фрагмента из нее.

Как «Хованщину» запретили В июне 1912 года гастролировавшая в Царицыне оперная труппа антрепренера Лохвицкого заявила представление оперы Мусоргского «Хованщина», продавались билеты. Однако царицынский полицмейстер в день премьеры распорядился снять афиши и запретил спектакль. Артисты были в недоумении. Оказывается, полицмейстер решил, что в роли главы раскольников старца Досифея выводится ни много ни мало... саратовский епископ Гермоген. Сколько ни старались артисты убедить полицмейстера, что «Хованщина» была задумана, когда Гермоген пешком под стол ходил, ничто не помогло, спектакль остался в опале. И лишь по получении разрешения из Петербурга опера была поставлена и прошла с большим успехом.

Бенефис в старом Царицыне В старом провинциальном театре ведущее положение актера в труппе давало ему право на бенефис. Бенефис! Французское изобретение, слово, обозначающее «барыш», «прибыль», – спектакль в пользу актера, как нелегко он доставался ему! Вот, например, как устраивал свой бенефис артист Никифоров в сезоне 1885 года. Прежде всего нужно было выбрать пьесу: он выбрал «Ревизора», роль Добчинского. После этого заказал огромную, с вычурными украшениями афишу, чтобы та сразу бросалась в глаза. С товарищами по сцене нужно было быть чрезвычайно любезными – это первейшее необходимое условие. Самое трудное в этом деле – сбыт билетов: «Вы, конечно, соблаговолите посетить бенефис? Вот-с билетик. Деньги, если желаете, в кассу, а то и я могу получить. Ах нет? Ну, в день бенефиса. Жалеть не будете, если придете». А накануне бенефиса, одолжив фрак, артист наносил визиты именитым горожанам и богатеям Царицына. С утра и до позднего вечера бенефициант с нанятым для этой цели лакеем, нагруженные афишами и билетами, взяв биржевого лихача, разъезжали по знатным домам, чтобы напомнить о бенефисе и вручить билеты. Где закрывали перед носом дверь, где просто выгоняли, однако обижаться не приходилось – бенефициант ехал дальше. Если горничная открывала дверь, в приемной артисту приходилось долго ждать; наконец появлялся хозяин, происходил тот же снисходительный, а с другой стороны – подобострастный диалог. С такой «охоты» бенефициант возвращался лишь к ночи. Сто двадцать рублей дала касса, из них на долю бенефицианта пришлось девяносто.

Современный театр начинался с антрепризы

Свою историю Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» ведет с Волгоградской оперной антрепризы. 20 февраля 1993 года состоялся первый ее спектакль – опера Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан» в постановке дирижера Вадима Венедиктова и приглашенного главного режиссера Казанского оперного театра Валерия Раку. Партию Чио-Чио-сан пела перешедшая в антрепризу из Театра музкомедии Татьяна Тесля. В музыкальной истории Царицына – Сталинграда – Волгограда начался новый отсчет времени: он снова стал оперным городом.