В Минприроды сосчитали бездомных собак и кошек

В регионах жалуются на нехватку денег на строительство специальных учреждений для содержания животных, поэтому в Госсовете Татарстана предложили пока оборудовать временные пункты, например в пустующих зданиях, чтобы прививать и вакцинировать в них бездомных собак. Такой законопроект региональных парламентариев Госдума может рассмотреть в осеннюю сессию.

В Минприроды сосчитали бездомных собак и кошек
© Парламентская газета

Чтобы подстегнуть процесс создания пристанищ для безнадзорных животных, в Госдуме также предлагают привлекать к строительству бизнес и легализовать приюты на сельхозземлях, а эксперты рекомендуют активнее работать с уже созданными волонтёрами организациями, предъявляя к ним строгие требования, чтобы отсеять недобросовестные компании. Тем временем Минприроды рекомендует регионам воспользоваться типовыми проектами приютов для животных и готовит законопроект о мониторинге популяции четвероногих бродяг.

Дыры в бюджете или безответственность?

До того как в 2018 году приняли закон об ответственном обращении с животными, бездомных собак можно было вполне легально уничтожать. Регионы тратили на это два миллиарда рублей в год, рассказывал глава Комитета Госдумы VII созыва по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Причём хвостатых бродяг меньше не становилось, так как оставшиеся животные продолжали плодиться, зато коррупция в этой сфере процветала. «Конторы по отлову отчитываются перед регионами морожеными головами собак по 10 раз, и из их бюджетов утекает всё больше денег», — рассказывал депутат.

Сейчас закон велит каждое бездомное животное, найденное на улице, отвезти в приют, стерилизовать, вакцинировать, а дальше — или найти ему дом, или выпустить на прежнее место, или оставить жить в пристанище для кошек и собак. Эвтаназия разрешена, только если животное страдает из-за неизлечимой болезни или не совместимых с жизнью травм. Ситуация постепенно меняется. По данным «Альянса защиты животных», за прошлый год в 68 регионах отловили 169 тысяч особей, из них 62 процента выпустили, 14 процентов — пристроили. Но 4 процента — усыпили.

Нельзя сказать, что после принятия закона приюты в России стали расти как грибы. Сейчас работает 501 приют для животных, рассказали нашему изданию в пресс-службе Минприроды. А собак и кошек без хозяев в стране примерно 735 тысяч. Чтобы содержать такое количество хвостатых, надо построить ещё 785 приютов, оценили в ведомстве.

Эксперты называют несколько причин, почему регионы и муниципалитеты, которые должны заниматься бездомными животными, опаздывают со строительством приютов. У некоторых из-за эпидемии COVID-19 образовались дыры в бюджете и денег ни на что не хватает, сказал Владимир Бурматов. Есть регионы, которые начали строить жильё для животных, потратили на это десятки миллионов рублей, но всё никак не доведут дело до конца. А некоторые субъекты вообще не считают это дело важным, хотя у них серьёзная ситуация с бездомными собаками, отметил депутат.

Пока власти не понимают важности приютов, будут происходить всё новые трагедии, связанных с нападением на людей бездомных псов, сказал нашему изданию руководитель «Альянса защитников животных» Юрий Корецких. Однако чиновников, которые обязаны заниматься устройством приютов, но не спешат делать это, ждёт уголовное преследование. По депутатским запросам в отношении госслужащих, нарушивших закон об ответственном обращении с животными, уже возбудили 27 уголовных дел.

Хотя чаще всего, подчеркнул Корецких, проблема не в безответственности, а в том самом отсутствии денег на строительство. И потому необходима помощь федерального бюджета.

По типовому проекту

В Татарстане считают, что закон об ответственном обращении с животными — своевременный и решает многие проблемы, но планку для субъектов подняли слишком высоко. «В республике строят приюты, в том числе в столице Татарстана по инициативе и при поддержке мэра Казани завершается строительство современного здания для безнадзорных животных, но на нужное количество полноценных объектов, безусловно необходимых регионам, не хватает средств и времени», — сказал нашему изданию заместитель председателя Экологического комитета Госсовета Республики Тахир Хадеев. Он считает, что из федерального бюджета необходимо финансировать минимум 70-75 процентов стоимости строительства, а остальное регионы и муниципалитеты могли бы изыскать сами. Мог бы подключиться и бизнес, потому что по закону создавать приюты могут и регионы, и муниципалитеты, и частные лица. Кроме того, для удешевления строительства регионам нужны типовые проекты приютов, которые в каждом конкретном месте смогли бы доработать с учётом климата, добавил он.

В Минприроды сообщили, что Агентство стратегических инициатив уже подготовило проектную документацию модульных легковозводимых приютов. На суд природоохранного ведомства представили два типа, рассказали в АСИ. Первый — это приют с центром стерилизации и карантинной зоной, вольерами для животных и ветеринарной клиникой, где могли бы также оказывать платные услуги населению. А второй — центр гуманного отношения с животными, где содержали бы по 100-200 собак и кошек, которых потенциально можно пристроить в добрые руки. С одной стороны, такие приюты комфортны для зверей, а с другой — экономичны за счёт архитектурных решений и материалов, которые можно быстро и недорого произвести и смонтировать. Модули позволят регионам сэкономить 30 процентов стоимости приютов, так как им не надо будет тратить деньги на разработку проектов, считает Владимир Бурматов. К тому же проекты избавят муниципалитеты от ошибок, когда власти вкладывают в строительство несколько десятков миллионов, а в итоге получается «концлагерь для животных», отметил депутат.

О дополнительных деньгах из федерального бюджета в ответе на запрос нашего издания Минприроды не упомянуло. «Полномочия в области обращения с животными принадлежат субъектам РФ и осуществляются за счёт их бюджета», — отметили в ведомстве. Хотя в марте прошлого года Владимир Бурматов рассказывал ТАСС, что в Минприроды поддержали идею федерального проекта по организации приютов для бездомных животных, но неизвестно, есть ли это в сегодняшних планах Правительства.

Тайм-аут для регионов

Пока же депутаты Татарстана предложили дать регионам время и внесли в Госдуму законопроект, по которому субъекты Федерации до 1 января 2026 года смогут обойтись пунктами временного содержания животных. «В каждом субъекте есть неиспользуемые здания, помещения. Можно использовать и возможности ветеринарных служб. В них можно было бы организовать временные приюты, привозить животных, стерилизовать, при необходимости лечить и выпускать на прежнее место обитания — и через три года мы бы уже увидели результат», — рассказал Тахир Хадеев. За это время, наладив с помощью федерального Центра системную работу, регионы снизили бы потомство, решив проблему стай бездомных собак, построили бы современные приюты, которые отвечают всем требованиям, и смогли бы размещать там оставшихся кошек и собак, считает он.

Это здравая мысль, считает руководитель нижегородской организации «Зоозащита-НН» Владимир Гройсман. Можно начать работать в местах временной передержки, куда животных привозили бы на 10-20 дней, чтобы привить, стерилизовать и маркировать, но, конечно, должны быть нормальные условия: собак и кошек обязаны вовремя кормить и держать в достаточно просторных вольерах, отметил он.

Если грамотно наладить систему «отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск», количество бездомных животных начнёт стремительно снижаться, и уже через несколько лет можно будет обойтись меньшим количеством мест в приютах, пояснил он. Так, в Нижнем Новгороде уже хватает приюта, рассчитанного только на 250 «постояльцев». Систему ОСВВ в регионе наладили ещё в 2014 году, ещё до того, как распространили её на всю страну Законом «Об ответственном обращении с животными».

«И стерилизуя 65-70 процентов популяции каждый год, по данным ветеринарного комитета, удалось добиться того, что количество животных снизилось в 3,6 раза», — рассказал Гройсман. А 800 животных каждый год удаётся пристроить в добрые руки. При этом на работу с бродягами из городского бюджета уходит около четырёх миллионов рублей, тогда как в Москве на постоянное содержание 16 тысяч животных в 13 муниципальных приютах — около миллиарда, добавил специалист.

Выиграть тендер могут и проходимцы

Конечно, совсем без приютов не обойтись. В городах нужны небольшие здания, куда привозили бы адаптированных животных, чтобы люди могли приезжать на общественном транспорте и забирать питомцев домой, считает Гройсман. Но строить с нуля необязательно: регионы и муниципалитеты имеют право не строить новые здания, а объявлять госзакупки и заключать контракты на отлов с частными компаниями.

Правда, остаётся вопрос, кто именно выиграет тендер на отлов собак, уточнил Гройсман. Сейчас по закону о госзакупках приоритет отдают тому, кто предложит меньшую цену. В итоге любая компания, которая заключила договор с одним ветеринаром и арендовала три бокса в какой-нибудь зоогостинице, может выиграть конкурс, предложив абсурдно низкую цену, пояснил эксперт. Конечно, получив контракт, контора не справится, начнёт нарушать закон и попадёт в поле зрения прокуратуры. Но к тому времени, когда её отстранят от работы, животные уже могут пострадать и даже умереть, например из-за отсутствия кормления или неправильной стерилизации. Поэтому эксперт предложил вписать в закон о госзакупках требование, чтобы в торгах могли участвовать только организации, у которых есть опыт работы с животными, свой приют или договор с ним.

В целом Гройсман считает, что система ОСВВ может работать, только если соблюдать три условия: выбирать добросовестных подрядчиков, предъявляя к ним разумные требования, иметь приют — неважно, государственный или частный, но ориентированный на пристраивание животных — и выделять достаточно денег на стерилизацию и другие процедуры. Это в среднем 9-10 тысяч рублей на каждого четвероногого.

Гиганты не нужны

Не самым большим сторонником муниципальных приютов выступает владелец приюта «Домашний» в Московской области Илона Броневицкая. По её мнению, регионам было бы проще развивать с помощью субсидий частные приюты или выделять землю под жильё для собак и кошек зоозащитной организации, чем строить самим. «Но никто особо не хочет выпускать из рук бюджетные деньги. Хотя нормальных муниципальных приютов я не встречала. Например, есть приюты, куда не принимают на работу зоозащитников. Там творится беззаконие, если собакам не хватает места, их просто убивают. А в Якутии муниципальный приют передали общественной организации, и там теперь порядок», — рассказала она.

Ведь частные приюты создают по велению сердца, и туда приходят работать люди, которые любят своих подопечных и стараются их пристроить, а в муниципальном приюте об этом не беспокоятся, считает Броневицкая. Приют «Домашний» работает с Московской областью по контрактам на отлов. Часть пойманных животных выпускают после карантина, стерилизации и вакцинации, часть — оставляют жить у себя, а около пятисот в год пристраивают в добрые руки.

Ещё одна проблема — когда на регион создают один огромный приют вместо нескольких маленьких. «Если построить гигантское здание на тысячу животных, а протяжённость региона больше полутора тысяч километров, как будут люди приезжать, забирать собак? А если не будут, приют станет для животных пожизненным «Шоушенком»? Надо, чтобы было несколько маленьких приютов, чтобы они были со своей аудиторией, социальными сетями, неравнодушными людьми», — считает Броневицкая.

Она рассказала, что в Иркутской области планировали создать такого гиганта в Братске, но отказались от этой затеи. Вместо этого решили объявить конкурс и выделить деньги некоммерческим организациям на реконструкцию их приютов.

Бизнес готов помочь

Тем временем часть проблем с приютами в Госдуме предлагают снять с помощью двух новых механизмов. Депутаты прислали на согласование в Правительство доработанную версию законопроекта, который позволит властям заключать с предпринимателями соглашения о государственно-частном партнёрстве на строительство приютов для бездомных животных, рассказал Бурматов. «Представители различных организаций, социально ответственного бизнеса говорят мне, что они готовы строить приюты и передавать их субъектам РФ. А регионам останется оплачивать только содержание животных», — пояснил он. В том числе ГЧП упростит получение земельных участков, тогда как сейчас оформить землю под строительство приюта в областном или районном центре — это целая история, вздохнул парламентарий.

Второй законопроект решает другой земельный вопрос — позволяет размещать приюты на землях сельхозназначения. Фактически на таких участках уже расположены здания, где держат собак и кошек, но формально признать их приютами нельзя. Соответственно, местные власти не имеют права работать с ними, пояснил Бурматов.

В Минприроды также анонсировали изменения в законодательстве, которые в ведомстве готовят по поручению президента. Новым законом хотят предусмотреть мониторинг популяции бездомных животных, в том числе вакцинированных и стерилизованных.