Гимназия, субботник, ТРАМ и козел - 11 сентября в истории Карелии

11 сентября 1811 года состоялось торжественное открытие Олонецкой губернской мужской гимназии. На базе Петрозаводского Главного народного училища была образована Олонецкая губернская гимназия. Однако с 1804 года работать по Уставу она не могла из-за отсутствия необходимых по штату учителей, способных вести нововведенные учебные предметы. Только в 1808 г. после прибытия в выпускников Санкт-Петербургского Педагогического института два высших класса Петрозаводского главного народного училища были преобразованы в Олонецкую губернскую гимназию (в 1-м классе обучалось 11 учеников, а во втором – 7). А торжественное открытие гимназии состоялось в 1811 году по истечении трёх лет её существования (по разным источникам 11 сентября, 15 октября, 15 ноября). Фото: Вид на площадь со Свято-Духовским кафедральным собором Гимназия относилась к Санкт-Петербургскому учебному округу и, помимо губернского, подчинялась академическому правлению округа. Содержалась за счёт государственных средств и платы за обучение. Большинство гимназистов составляли дети дворян и чиновников местных губернских учреждений. Обучались дети с 10 лет. Фото: Фотография «Дворец труда» в здании бывшей мужской гимназии. -------------------- 11 сентября 1907 года родился Никита Фадеевич Кайманов (1907-1972), пограничник. Герой Советского Союза. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В 1940 году старший лейтенант Кайманов был назначен начальником отделения боевой подготовки 80-го погранотряда Карело-Финского пограничного округа. В июне 1941 года старший лейтенант Кайманов направлен на пограничную заставу 6, принял командование гарнизоном и спешно подготовил укрепленный пункт обороны. 25 июня вступила в войну и началась героическая оборона заставы. 19 суток (из них 14 в полном окружении) во главе сводного отряда пограничников численностью 146 человек отражал многочисленные атаки противника. В этих боях погибло 14 пограничников, свыше 40 были ранены, сам Кайманов контужен. Потеряв связь с командованием и выполнив боевую задачу, отряд прорвал кольцо окружения. Через 5 суток, пройдя по болотам и лесам 160 километров, отряд соединился с советскими войсками, вынеся на себе всех раненых бойцов. За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года старшему лейтенанту Кайманову Н.Ф. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1948 года был начальником пограничного отряда в Сортавале, его именем названа одна из улиц города. --------------------------- 1919 год, газета «Олонецкая коммуна». Действенные методы. Заметка от 15 сентября, Объявление: «Товарищи , не посетившие без уважительной причины одного субботника, исключаются из партии». Заметка от 17 сентября, О работе: «В Петрозаводске состоялся 4-й коммунистический субботник. Публики на этот раз собралось довольно порядочно. Всего работало до 320 человек». ------------------------ 1920 год, газета «Коммуна», заметка от 14 сентября Голиковское остроумие: «В воскресенье на Зареке можно было видеть козла, на шее у которого красовалась картинная доска с надписью «Надоела советская власть». Досужие прохожие подходили к козлу с соответствующими вопросами, на что получали в ответ козлиное мотание головой. Кончилось тем, что наивный милиционер забрал козла в участок. Напрасно! Если не страшны Советской власти белые армии мировой буржуазии, то тем паче праздношатающиеся козлы. Я». ------------------------- Сентябрь 1929 года в Петрозаводске был организован театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (Ратемас), объединившая около 30 человек, в основном молодых рабочих. Успех спектаклей определяла злободневность репертуара и его созвучность эпохе. Были поставлены «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, спектакли о жизни комсомольцев. В 1929 г. Ратемас реорганизуется в Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В его спектаклях политическая заостренность проблематики сочеталась с поиском новых сценических форм: большую роль играла музыка, пантомима, прямое обращение актеров к залу. Постепенно культурный уровень зрителей рос. Агитационные пьесы не могли заменить драматических произведений. Обаяние молодости самодеятельных исполнителей не компенсировало отсутствия профессионального актерского мастерства. Значение деятельности рабочих театров состояло прежде всего в том, что они показали мощный порыв молодежи 1920-х годов к духовному творчеству, тягу к искусству. Если у вас есть информация о значимых событиях в истории - высылайте нам, мы обязательно их опубликуем