Войти в почту

Дело Швондера живет и побеждает. Появилась инициатива проверять театры на соответствие «аспекту национальной безопасности»

«Мы к вам, профессор, вот по какому делу! Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома!» Помните, в «Собачьем сердце» активисты пришли к профессору Преображенскому требовать уплотнения? И были посланы. Но теперь другие времена. Швондеры побеждают.

Дело Швондера живет и побеждает. Появилась инициатива проверять театры на соответствие «аспекту национальной безопасности»
© Свободные новости

Некто Александр Швейдель, член общественного совета при министерстве культуры заявил: «Хотелось бы разобраться в соответствии репертуарной политики театра, насколько она соответствует гармонично развивающейся личности и также насколько это соответствует аспекту национальной безопасности, который недавно был озвучен нашим президентом и министром обороны», – сообщил Швейдель на пресс-конференции.

Теперь по пунктам. Швейдель собрался разбираться в репертуарной политике театра имени Ермоловой.

Поводом послужил конфликт части артистов с художественным руководителем Олегом Меньшиковым, известным российским актером, снявшимся в полусотне фильмов, в том числе «Покровские ворота», «Утомленные солнцем», «Статский советник». Суть конфликта в том, что руководство театра сократило восемнадцать артистов, а те написали письмо президенту, кому же еще?

Швейделю никто писем не писал, но он решил вмешаться, да еще с таким размахом – с проверкой театра на соответствие «аспекту национальной безопасности».

Кто же этот радетель безопасности нашей родины? Искусствовед, театральный критик? Офицер госбезопасности, знающий все аспекты соответствующей стратегии? Нет, гораздо хуже, Швейдель – общественник. Президент Евразийской Палаты судебной экспертизы и оценки, заместитель председателя Федерального совета попечителей, президент Евразийской Палаты национальных культурных ценностей, разработчик федерального закона «О коллекционерах и частных собраниях в Российской Федерации и прочая, прочая, прочая. По образованию – технарь, окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1981 году, Высшую партийную школу – в 1983 году, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР – в 1991 году. В обычной жизни занимается страхованием предметов искусства.

Что же могло возбудить Швейделя и других членов этого совета?

Может, Олег Меньшиков – ярый противник нынешней власти и постоянно ходит на митинги? Нет, артист подчеркнуто аполитичен. Он говорил: «Мне неинтересна власть, но также неинтересна и оппозиция, потому что я никому не верю. Потому что у меня глубочайшее подозрение, что они занимаются только собой, а не мной как народонаселением. Собой и своей судьбой – и те, и другие». Впрочем, такая позиция не помешала Меньшикову быть доверенным лицом Сергея Собянина на выборах московского мэра в 2018 году.

Может, действительно, в репертуаре театра есть пьесы, написанные какими-то русофобами? Тоже нет. Мировая, русская, советская классика. «Макбет», «Леди Макбет Мценского уезда», «Утиная охота».

Какие же мотивы могли двигать почтенным членом совета? Самым маловероятным представляется забота Швейделя о национальной безопасности. Кто может всерьез поверить, что спектакль в не самом популярном театре подрывает основы нашей безопасности?

Далее по нарастающей. Может, к члену совета обратилась хорошенькая актриса из числа сокращенных, и он решил поспособствовать несчастной? Доказательств нет, но версия вероятная.

Или Швейделя попросили какие-то враги Меньшикова, театральный мир, знаете ли, полон интриг и склок.

И, наконец, версия, которая нам представляется самой возможной. Господин страховщик просто решил попиариться на мутной волне охоты на иностранных агентов и нежелательные организации. Так сказать, напомнить о себе и, возможно, о своем бизнесе.

Великий знаток современной российской жизни Салтыков-Щедрин писал по схожему поводу: «Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем. Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей».

Кстати, показ спектакля театра «Современник» «Первый хлеб», на который тоже наезжал совет при Минкульте, приостановлен на неопределенный срок.

К журналистам пришли, к артистам пришли, кто на очереди?