Войти в почту

«Фабрика искусства»: Дом культуры «ГЭС-2» показал москвичам первые арт-объекты

Некогда закрытая для москвичей ГЭС-2 станет современным Домом культуры. Знаменитые трубы будут фильтровать воздух, солнечные батареи на крыше производить энергию, а само пространство превратится в «фабрику искусства». У входа в здание уже появились арт-объекты, которые жители столицы активно обсуждают в сети. Корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова тоже оценила современное искусство.

Поваленная лиственница из восьми фрагментов – это новая инсталляция на территории ГЭС-2. Внутри настоящая кора, а снаружи – отлитая бронза и отпечатки пальцев. По замыслу автора Джузеппе Пеноне, «Пространство света» – так называется арт-объект – должно отражать взаимодействие двух миров – людей и природы.

Превратить бывшую электростанцию в центр современного искусства было решено еще в 2014 году – когда списанное со счетов здание выкупил бизнесмен Леонид Михельсон. И вот уже этой осенью Дом культуры «ГЭС-2» представит широкой публике свои первые арт-проекты. Кураторы признаются: для них это – вызов.

«Мне кажется, что это довольно бесценный опыт для человека, которому необязательно идти в музей. Ему не надо проходить через весь ритуал: я иду в музей, сейчас я буду смотреть на великую скульптуру. Ты можешь идти по набережной, твой взгляд может упасть на эту скульптуру. Ты один раз отвернешься, другой раз под другим светом посмотришь на нее. Потом в другом настроении посмотришь, потом еще что-то произойдет. И у тебя есть постоянный контакт», – сказала старший куратор фонда V-A-C Екатерина Чучалина.

Пока же современное искусство горожане встречают настороженно. 13-метровую скульптуру из алюминия, установленную недавно перед зданием ГЭС, в интернете уже успели поругать. «Большую глину №4» швейцарского художника Урса Фишера сравнили с кучей грязи. Искусствоведы встали на ее защиту.

«Искусство должно что-то новое сказать миру. И это нормально, что что-то нравится или не нравится. Но, перед тем как отрицать, нужно попытаться понять идею. Это монументальное создание – памятник творению человека, который из ничего создает форму», – объяснил художественный директор фонда V-A-C Франческо Манакорда.

Но одно дело – судить об искусстве по снимкам в сети, и совсем другое – оценивать его вблизи. Творческое пространство вокруг здания ГЭС – как живой организм. Посетителям обещают: все экспонаты здесь не навсегда. Они будут сменять друг друга – чтобы каждый нашел в современном искусстве что-то свое.