Войти в почту

А вы сами-то читаете Лескова и Бунина? Колонка мамы-филолога про школьную программу по литературе

Литература для родителей в нашей стране – священная корова. Причем даже для тех пап и мам, кто сам читает, в лучшем случае, ленту новостей в социальных сетях. Почему-то считается, что книга и только книга поможет ребенку быть добрым, честным, смелым, помогать товарищам и любить Родину. Причем не какая-то абстрактная книга, а классика – та самая, что читают в школе, причем исключительно по принуждению. Редактор «Летидора», мама троих детей, филолог по образованию Анна Моргунова рассказывает, что думает по этому поводу. Моя знакомая Светлана работала библиотекарем в войсковой части , раздавала потрепанные тома солдатам-срочникам, молодым ребятам восемнадцати лет. Знаете, о чем они просили ее первым делом, приходя за книгой? Только не из школьной программы, пожалуйста! Для кого писали Толстой и Тургенев? Сразу оговорюсь – я люблю книги и даже закончила филологический факультет. На нем, кстати, в 20 лет, уже осознанно и с удовольствием прочитала то, что игнорировала в школе: «Горе от ума», «Преступление и наказание», «Отцы и дети». Прочитала, понимая культурный контекст и особенности эпохи. Я до сих пор уверена, что классики не писали для тинейджеров – круг проблем там совершенно другой. Помню, как немолодая учительница литературы пыталась объяснить нам трагедию Катерины из «Грозы». _«Вы не представляете, как это тяжело для женщины – страстно полюбить в браке!». _ Конечно, мы не представляли в свои 14 – ни драмы Катерины, ни метаний Пьера, ни красоты степи с ее кашками и колокольчиками, ни размеров коррупции в царской России. Зачем Герасим утопил Муму Мой средний сын, как и другие школьники, проходил (иного слова не подберешь) легендарный рассказ Тургенева. Урок закончился скандалом – пятиклассники не оценили трагичную историю про Герасима и ужасы крепостного права, как учительница ни старалась. Правда, все ее старания сводились к тому, что молодежь нынче пошла невоспитанная, а Иван Сергеевич – гордость России. Я не верю, что детям нужен Тургенев, Салтыков-Щедрин, «Песня про купца Калашникова» и еще десятки откровенно странных и тяжелых для современного ребенка произведений. Вспомните себя в детстве: все это превращалось, как сейчас говорят, в мемы, анекдоты и песни «Не плачь, Герасим, о своей Муме». Мы помним, что Раскольников убил старушку, Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», Наташа Ростова демонстрировала всем пеленки с желтыми и зелеными пятнами, а Каренина легла под поезд. Всё! Уроки литературы мешают ее любить А все эти бесконечные сочинения и разборы? Образ главного героя, тема, идея, мысль семейная? Кто-то действительно верит, что это привьет любовь к чтению? Вы сами-то давно перечитывали Лескова и Бунина? Неужели? Не спорю, литература – предмет непростой. Ее нельзя преподавать отстраненно-технично, как физику , математику и даже историю: даты, основные имена, влияние… Хочется, чтобы дети читали для души, волновались, сопереживали главным героям. Но тогда надо полностью менять программу, иначе классика, как в известном афоризме, превратится в то, что каждый хочет иметь в своем багаже, но не совершенно не хочет читать. _ Фото: Коллаж: Екатерина Баулина, Depositphotos_

А вы сами-то читаете Лескова и Бунина? Колонка мамы-филолога про школьную программу по литературе
© Letidor.ru
Letidor.ru: главные новости