Войти в почту

С чего начиналась Родина. История создания великого монумента

52-метровая фигура статной женщины с мечом уже пятьдесят четыре года возвышается над Мамаевым курганом в Волгограде. Два десятилетия она была самой большой статуей в мире, да и сегодня поражает своими размерами и выразительностью. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю создания великого во всех отношениях монумента.

С чего начиналась Родина. История создания великого монумента
© Главгосэкспертиза России

Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944-м - на следующий год после победы СССР в Сталинградской битве. Предлагались разные идеи, в большинстве своем так или иначе увековечивавшие образ Сталина. И только Андрей Константинович Буров, который был не только зодчим, но и талантливым инженером-изобретателем, предложил построить 150-метровую пирамиду из переплавленных немецких танков. Но эту идею отвергли.

Процесс выбора затянулся на пятнадцать лет, а проект в конце концов достался Евгению Викторовичу Вучетичу, который вообще не участвовал в конкурсе, однако успел проявить себя как выдающийся монументалист. Ему, например, принадлежит идея памятника Дзержинскому на одноименной площади в Москве и Ленину на Волго-Донском канале. В 1948 году Вучетич был главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Кроме того, сам он в начале войны ушел добровольцем на фронт и воевал, пока не был контужен, – словом, его кандидатура идеально подходила для создания идеологического монумента.

Изначально утвержденный проект выглядел иначе: там тоже был образ Родины, но рядом с женской фигурой должна была находиться статуя коленопреклоненного солдата, протягивавшего ей меч. В этой композиции был нужный пафос, но не было динамики, и Вучетич самовольно изменил идею: фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.

При первом же взгляде на Родину-мать Вучетича становится понятно, что именно брал за основу своего проекта скульптор, получивший прекрасное классическое образование в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (сегодня – Санкт-Петербургская академия художеств им. Репина). Конечно же, Нику Самофракийскую! Та же стремительность, те же развевающиеся одежды, охватывающие атлетическую фигуру, та же мощь и красота. И те же «мурашки» по коже у зрителей при взгляде на произведение.

Несомненно, родосскому скульптору Пифокриту, создавшему великолепную Нику, позировала женщина с прекрасными физическими данными. А кто же послужил моделью Евгению Вучетичу? Лицо Родины скульптор «делал» со своей молодой жены, третьей по счету, – Веры Владимировны, в девичестве Покровской. Фигуру же он лепил со знаменитой советской метательницы диска Нины Думбадзе.

У Нины – интереснейшая биография. Ее отец, Яков Думбадзе, учился в медицинском университете Берлина, где женился на шведке, баронессе Матильде фон Икскюль. Сначала семья жила в Одессе, именно здесь в 1935 году Якова Константиновича арестовали и дали пять лет лагерей. Что случилось с Матильдой, - неизвестно. А Нина попала в Тбилиси. В детстве она занималась балетом, но в шестнадцать лет пришла в легкую атлетику, где стала демонстрировать прекрасные результаты в прыжках в высоту и длину, а также в многоборье.

После тяжелой травмы, полученной на соревнованиях по прыжкам, Нине рекомендовали оставить спорт, но вместо этого она занялась более статичной дисциплиной – метанием диска. Она дважды стала чемпионкой Европы, рекордсменкой Всемирных студенческих игр 1951 года в Люксембурге. Лучший свой результат Нина показала на чемпионате Европы 1946 года: она метнула диск на немыслимые 51, 24 метра. Это был абсолютный мировой рекорд, который долго еще никто не мог побороть и который не был засчитан, поскольку СССР тогда не являлся членом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). А в 1952-м Нина превысит собственный рекорд, запустив диск на 57, 04 м. Результаты Нины входили в десятку лучших в мире в течение двадцати лет. Думбадзе была мощной, высокой спортсменкой с ростом 178 и весом 82 кг. Вучетич сделал безошибочный выбор, дав Родине-матери сильное статное тело Нины Думбадзе.

Итак, высота фигуры Родины-матери должна была составлять 52 метра. Плюс рука, поднятая на 20 метров, плюс меч длиной 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 м. Инженерные расчеты для сооружения этой конструкции делал выдающийся инженер Николай Васильевич Никитин. В 1937 году он работал в мастерской, где создавался так и не осуществленный проект знаменитого Дворца Советов высотой 495 метров. Именно Никитин тогда рассчитал динамическое действие ветровой нагрузки на здание, для чего разработал новую методику – весьма близкую к той, что используется в аналогичных ситуациях сегодня. Кроме военных сооружений он проектировал сборные железобетонные конструкции промышленных зданий, был одним из создателей высотного здания МГУ на Ленинских горах. Одно время он работал главным конструктором Моспроекта и Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений. Наконец, Никитин стал автором проекта и главным конструктором Останкинской телебашни.

Строительство Родины-матери было начато в 1959 году, когда Волгоград, который тогда еще назывался Сталинградом, лежал в руинах. Чтобы укрепить фундамент скульптуры, его засыпали 150 тыс. тоннами грунта. Дело шло медленно, на один только монтаж строительных лесов ушло полтора года. В 1964-м их наконец поставили на вершине Мамаева кургана. Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем, ярус за ярусом, стали наращивать бетон. Руки, голову, шарф и, конечно, меч Родины-матери делали в мастерских, а затем поднимали краном.

Монумент полый: внутри него натянуты металлические канаты, которые делают статую устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Кстати, кроме тех 150 тонн грунта, Родина-мать никак не закреплена на земле. Она стоит и не падает за счет собственного веса в 8 000 тонн. Железобетон, из которого сделан монумент, был самым дешевым на тот момент материалом. Но он оказался весьма хрупким: уже через год после открытия памятника на нем образовались маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.

Открытие Родины-матери состоялось только в 1967 году, но вскоре последовал ряд доработок монумента. Например, 33-метровый меч Родины изначально был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но поскольку он раскачивался и скрипел на ветру, в 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями для снижения парусности. Тогда же, в 1972-м, пришлось провести первые реставрационные работы.

Последняя реставрация Родины-матери заняла несколько лет. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи, в 2017-м прошли противоаварийные работы, в частности, были заменены канаты внутри монумента, обеспечивающие его устойчивость. Наконец, в марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.

Фото: wikiway.com, photocentra.ru