Войти в почту

В Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова

Не только поэт Апрельским вечером 2007 года невысокий человек в крупных очках сидит на сцене московского литературного кафе Bilingua и с характерными модуляциями в голосе читает про "милицанера". Мои столичные друзья не в первый раз на выступлениях Пригова. Для меня же, как для любого, наверное, выпускника филфака, это встреча с легендой, первая и последняя. Жить одному из основателей московского концептуализма оставалось меньше трех месяцев. 80 лет ему исполнилось бы в прошлом году. Этой дате и посвящена выставка "Я не готов к этой идее. Дмитрий Александрович Пригов" в самарской галерее "Виктория". Куратор выставки Анастасия Альбокринова рассказывает: - Дмитрий Александрович Пригов в первую очередь известен как поэт, но с конца 1970-х он начинает работать как художник. На этой выставке сделан акцент на Пригова-художника, а не на Пригова-поэта, хотя эти сферы его деятельности такие объемные, что сложно сказать, какая чаша весов перевешивает. И вообще некорректно говорить "Пригов-художник" или "Пригов-поэт", потому что в этот момент нужно еще сказать "Пригов-перформер", "Пригов-драматург", "Пригов-акционист", "Пригов-авант-рокер" и так далее. Все эти идентичности присутствовали в одном человеке. А сам про себя он говорил достаточно просто: "Я - работник культуры". Тем самым он как будто встраивал себя в советскую действительность, где деятельность работника культуры была в некотором смысле номенклатурной. Откуда и зачем ты вышел? Концептуализм - постмодернистское направление в искусстве, в котором идея произведения важнее формы ее выражения. Отличной иллюстрацией может служить, например, серия Пригова "Фантомы инсталляций", сделанная в 1990-е. В ней смоделированы странные объекты. Так, в работах "Зверь 1", "Зверь 2", "Зверь 3" перед нами что-то вроде накрытого черной тканью экскаватора. Пригов по образованию скульптор, но фантомы на бумаге самодостаточны как идеи инсталляций и не предполагали трехмерной реализации. Несмотря на это, в центре выставки можно увидеть инсталляцию "Чудище" (концепция и разработка - PrigovbyPrigov, реализация - Дмитрий Кадынцев). Это единственная на первом этаже работа, выполненная не самим Приговым. Этажом ниже, в Victoria Underground, интерпретация творчества Пригова стала идеей для отдельной выставки. Экспозиция "Я не готов к этой идее" построена как движение от текста к изображению. Один из основных разделов посвящен стихограммам Пригова - особым образом записанным стихам. Визуальная поэзия, набранная на пишущей машинке, была предназначена для произнесения. Послушать, как это звучало, можно в кинозале. Там на экране крутят записи чтений и перформансов, в том числе выступления в Самаре в 1997 году, а также музыкальных практик поэта в составе группы "Среднерусская возвышенность". Советская действительность была основной темой и предметом московского концептуализма в первые годы его существования. Стихограммы часто построены на деконструкции официозных штампов и казенных фраз. К примеру, в работе "Деятель культуры" (1979-1980) из словосочетаний "дом культуры", "деятель культуры" и "парк культуры" образуются десятки других, чаще всего не имеющих никакого смысла или несочетаемых, например, "зев культуры", "залив культуры", "слесарь культуры" и "нанаец культуры". Похожим образом работает с языком писатель Владимир Сорокин - самый известный, наверное, из ныне живущих представителей литературного концептуализма и соц-арта. Есть у Пригова и экзистенциальные стихограммы. В одной из работ кусок стандартной анкеты Д.А. Пригова (серия паспорта, судимость, партийность, родственники за границей) помещен в раму из повторяющихся вопросов: "Откуда и зачем ты вышел? Куда направляешься? Где путь твой окончится?". Текст и изображение взаимопроницаемы. В работе "Это не автопортрет" заглавная фраза много раз напечатана на листе с карандашным портретом автора. В графике, выполненной шариковой ручкой (основной рабочий инструмент Пригова) абстрактные понятия ("война", "боже") проступают из ассоциативного изображения. В цикле "Рисунки на репродукции" из идиллических пейзажей на зрителя смотрит всевидящее око или черное облако с написанным на нем абстрактным понятием. В 1990-е Пригов пишет "икона", "чистота" поверх газетных столбцов с актуальной повесткой. В серии "Бестиарий" буквы на портретах только намекают, кто из известных личностей зашифрован в изображениях чудищ в средневековом духе. Пригов 2.0 Филолог Марк Липовецкий сравнивает Пригова с Марселем Дюшаном, известным, прежде всего, работой "Фонтан" (1917) - обыкновенным писсуаром с подписью. Липовецкий пишет: - Революция Дюшана в мировом совриске сопоставима с революцией, которую произвел Пригов в России. Для выставки в цокольном этаже галерея "Виктория" попросила современных художников поработать над темами творчества Дмитрия Александровича Пригова (поэта, кстати, принято называть или по фамилии, или сразу с отчеством - по его собственному желанию). Фигура, смерть, фантом, конец, гражданин, текст, азбука - ключевые понятия хештегами разграничивают экспозицию. Названа она "В Малевича" по еще одной серии фантомных инсталляций Пригова, отправной точкой для которой послужил "Черный квадрат", преобразившийся в руках концептуалиста в "Линию Малевича", "Сапог Малевича", "Два квадрата Малевича" и даже "Вагину Малевича". Анастасия Альбокринова рассказывает: - На выставке вы видите работы художников из Самары, Москвы, Пензы и Уфы, также впервые на open-call галереи откликнулся междугородний состав. Мы выделили набор ключевых слов в творчестве Пригова. Мне кажется, собирание работ вокруг центральных слов помогает им вступить в диалог и, возможно, делает понятнее месседж. Выставка получилась с широким диапазоном: младшему художнику 16 лет, старшему - больше 45-ти. Здесь есть работы опытных игроков художественной сцены и тех, кто впервые пришел в галерею как художник. Есть произведения, созданные за минуту и за несколько лет. Для меня важна эта инклюзивность. Темы и смыслы, с которыми работал Пригов, как жили, так и продолжают жить, и мы продолжаем осмыслять их. Откликнувшиеся на open-call художники пишут серию работ с одним словом "Портрет" в центре холста ("Портреты" Саввы Зорина), конструируют человека-стул (Александр и Ольга Филимоновы), вешают табличку с выбитой надписью "Граждане! Здесь не на что смотреть, расходитесь! " (Никита Кожевников). В общем, узнаваемо и остроумно работают методом концептуализма. Выставка работ Пригова открыта до 27 июня, "В Малевича" - до конца мая. Проект реализован при поддержке Фонда Пригова и фонда V-A-C.

В Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова
© СОВА