Войти в почту

Дом Будды. Дацаны и хурулы России

У каждого, кто интересуется буддистским учением, возникает вопрос: «Это религия или жизненная философия?». Пресс-служба Главгосэкспертизы не претендует на то, чтобы дать на него ответ. Но, возможно, он найдется, если разобраться в особенностях архитектуры буддийских храмов и монастырей.

Дом Будды. Дацаны и хурулы России
© Главгосэкспертиза России

Буддизм, возникший в середине I тысячелетия до н.э, в Индии, распространился по разным странам. Сегодня буддийские храмы есть в Японии, Китае, Южной Корее, Тибете, Непале. В Таиланде 31 200 храма, и недавно пресс-служба Главгосэкспертизы рассказывала о самом красивом и знаменитом из них - Ват Арун в Бангкоке. В нашей стране буддизм появился примерно в XVII-XVIII столетиях, когда в состав Российской империи вошли земли, на которых обитали народы монгольского происхождения, калмыки и буряты.

Как и другие культовые сооружения, буддистский храм – это место паломничества и поклонения, здесь же обитают монахи (в этом плане храм не отличается от монастыря). Он представляет собой комплекс из нескольких типов строений, окруженный стеной с мощными воротами: внутреннее пространство должно быть защищено от посторонних звуков, запахов и зрелищ. Здесь – особый мир.

Сам храм – это здание (чаще всего – пагода), в котором люди молятся, медитируют, преклоняются перед Буддой и делают подношения. Часто на территории располагаются сразу несколько храмов. Второй обязательный элемент комплекса – ступа, которых тоже чаще всего несколько. Как правило, ступа – монолитное сооружение, которое изначально играло роль могильного памятника. В ступы помещали пепел, оставшийся после кремации покойника. Постепенно они превратились в реликварии, где содержатся останки выдающихся личностей. Но современные ступы совсем не обязательно должны хранить в себе частичку Будды – более того, таких сооружений в мире очень немного, и каждое из них – великая святыня и место паломничества огромного количества людей.

Сегодняшние ступы – это сооружения, обладающие, с точки зрения буддистов, магической силой добра и помогающие людям внести гармонию в свою жизнь. Ступу следует обходить по кругу – пешком или же простираясь по земле - по направлению движения солнца. Чем больше раз повторится ритуал – тем лучше для кармы. Кроме того, в храмовом комплексе расположены статуи, гонг или колокол, хозяйственные помещения, и обязательно разбит небольшой сад.

Первый буддистский храм Борободур (то есть, «Храм на горе» в переводе с санскрита) строили в Индонезии, на острове Ява, недалеко от современного города Джокьякарты, с 750 по 850 годы. Бородур занимает площадь в 1,5 га, объем сооружения составляет 55 000 кубометров. Храм построен в виде мандалы, замкнутой геометрической системы с равноудаленными от центральной точки элементами, состоящей из двух миллионов каменных блоков. Здесь установлено 502 статуи Будды. По монументальности это сооружение часто сравнивают с пирамидой Хеопса.

Первый буддистский храм в Европейской части России - Дацан Гунзэчойнэй - появился в 1909 году в Санкт-Петербурге. Его проект - в полном соответствии с тибетскими канонами - разработал известный архитектор и искусствовед Гавриил Васильевич Барановский, а деньги на строительство собирали всем буддистским сообществом. Строительством храма, а потом - и его деятельностью руководил лама Агван Доржиев.

Другой российский буддистский храм знаменит тем, что является самым крупным в Европе. Это - Хурул Золотая Обитель Будды Шакьямуни, который построили в Элисте шестнадцать лет назад на месте завода железобетонных конструкций. История храма началась со знаменательного события: в конце 2004 года Далай-Лама XIV посетил столицу Калмыкии и освятил место строительства хурула. Через год сооружение было готово.

Здание состоит из семи уровней, у каждого из которых - свое предназначение. Храм окружают кюрде (молитвенные барабаны), а также бронзовые скульптуры семнадцати пандит - величайших ученых древнего буддийского университета Наланда, действовавшего в V–VII веках в Индии. Стены хурула украшают образы всех четырнадцати Далай-лам, а также истории из жизни Будды, созданные мастерами тибетской школы, которые сохранили древний стиль буддийской живописи — менри. Высота хурула - 63 м, а статуи Будды, которая расположена внутри него, - 9 м.

Среди выдающихся буддийских храмов России нельзя не упомянуть и Иволгинский дацан, основанный в 1945 году в Бурятии. Именно в нем хранится нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах. 15 июня 1927 года он сказал ученикам, чтобы те навестили его тело через семьдесят пять лет, после чего сел в позу лотоса и велел читать о себе молитву-благопожелание для умершего. Присутствовавшие сначала не решались, и тогда сам Итигэлов начал молитву, а ученики подхватили. Находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану и был похоронен в кедровом кубе. В 1955 году, согласно завещанию Итигэлова, группа лам открыла его саркофаг: тело находилось в неизменном состоянии. Таким же оно остается и сегодня.

В наши дни в России действует около сотни буддистских храмов, многие из которых находятся в аварийном состоянии и нуждаются в восстановлении. В декабре 2020 года эксперты Главгосэкспертизы России рассмотрели и одобрили проектно-сметную документацию на реставрацию Цогчен Дугана Анинского дацана в улусе Алан Хоринского района Республики Бурятия. Это первый в истории российского буддизма семейно-родовой монастырский комплекс, вокруг которого расположено 108 субурганов - хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Анинский дацан не имеет аналогов по своей планировочной и композиционно-пространственной структуре, и с 1990-х годов ведется планомерное восстановление этого памятника архитектуры, которому присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.

Фото: pxhere.com, 2tai.ru, world-countries.net, gov-news.ru, fotokto.ru, sib100.ru