Войти в почту

Конгресс США: В Южной Америке тысячи русских шпионов!

Американский конгрессмен Альбин Сирис озаботился участием России в делах Венесуэлы и ряда других стран Южной Америки и даже обвинил Москву в дестабилизации региона.

Конгресс США: В Южной Америке тысячи русских шпионов!
© Свободная пресса

«Я обеспокоен, что они используют Венесуэлу, чтобы дестабилизировать Колумбию, вмешаться в выборы в Южной Америке, и я надеюсь, что администрация сосредоточится на российских усилиях и попытках дестабилизировать наших соседей в Западном полушарии», - заявил он на слушаниях в конгрессе. https://ria.ru/20210310/amerika-1600691193.html

Аргумент политик привел «убийственный»: в 2019 году в Колумбии побывали 6 тысяч россиян, а нескольких российских дипломатов из этой страны даже выслали за шпионскую деятельность. «Колумбия для России - это не совсем пляжное направление», - уверен конгрессмен.

Его обеспокоенность разделил госсекретарь Энтони Блинкен, напомнивший о деятельности русских еще и на Кубе и пообещавший «очень внимательно» ко всему этому подходить.

Обвинения в адрес России во вмешательстве во внутренние дела других стран уже напоминают мантры, особенно из уст американских политиков. При этом почему-то забывают о том, что по количеству переворотов в той же Латинской Америке, которую США считают своим «задним двором», они абсолютные чемпионы. Чего стоят события последних пару лет в Венесуэле, где Вашингтон упорно пытался, и явно не оставляет надежды, усадить в президентское кресло вместо законно избранного Николаса Мадуро своего ставленника Хуана Гуаидо. Дональд Трамп, еще будучи во главе Штатов, даже заявил, что «Россия должна уйти» из их вотчины. Однако Мадуро до сих пор остается президентом, а Россия продолжает сотрудничать и с Венесуэлой, и с другими странами региона.

Впрочем, назвать это сотрудничество масштабным и всеобъемлющим было бы явным преувеличением. Тем более не понятно, чем же тогда так недовольны или напуганы американские политики.

Заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики МГИМО МИД РФ, д.полит.н. Борис Мартынов считает, что дело не в Колумбии или Венесуэле, и предлагает рассматривать подобные заявления в общем контексте.

- Соединенные Штаты не могут существовать без врага. Об этом пишут и сами американцы, например, (социолог и политолог Сэмюэл Филлипс – Ред.) Хантингтон. Это парадигма их развития, заложенная в генезисе, это гарантия сохранения их национальной идентичности, особенно сегодня, когда эта идентичность ставится под вопрос – вспомним события 6 января (2021 г., захват Капитолия – Ред.).

Им нужен враг, причем ощутимый. Не сетевой, разбросанный по всему миру международный терроризм, так как это не убедительно, а Россия, Китай – это солидно. К этому нужно быть готовым.

Можно вспомнить само становление американской нации. За счет чего так быстро 13 колоний сформировали сначала Конфедерацию, потом федеративное государство? Потому что был внешний враг, причем не шутейный – Великобритания, которая готовилась отвоевывать свои бывшие колонии и была вполне в силах это сделать. Враждебное было окружение: на севере английская Канада, на юге – французская Луизиана.

Без врага США, к сожалению, не могут. И чем дальше, тем больше это будет обостряться. И к Латинской Америке это имеет весьма поверхностное отношение, может быть придумано что угодно.

«СП»: - Разве Россия претендует на что-то, кроме нормальных экономических отношений со странами региона?

- Разумеется. Обратите внимание, мы стараемся соблюдать баланс, не играя, не усиливая противоречия. Например, нашим большим другом является Венесуэла, но, учитывая противоречия между Венесуэлой и Колумбией, стараемся не поощрять антиколумбийские высказывания с одной стороны или антивенесуэльские с другой.

Мы очень прагматичны. Нас, разумеется, интересует Латинская Америка как резервуар всех мыслимых и немыслимых богатств еще на сто лет вперед, и в той же степени в этом США заинтересованы, но наши методы иные.

«СП»: - Почему Колумбия по отношению к России ведет себя не очень дружественно?

- Это давняя история, начало в 1948 году партизанского движения в Колумбии, поддержка революционных сил со стороны Советского Союза, Кубы, плюс идеология. Выработался определённый комплекс в отношении СССР и зачастую это переносится на Россию, которая давно отошла от идеологических преференций и перешла на абсолютно прагматические позиции в отношениях с Колумбией. Памятуя о том, что в советские времена спонсировали партизанские леворадикальные формирования, мы тщательно стремимся соблюдать равноудалённость.

«СП»: - Но США тоже много кого спонсировали и спонсируют, достаточно вспомнить многочисленные перевороты в латиноамериканских странах.

- Здесь нам до них еще плыть и плыть. Они нас опередили на сто лет вперед. С конца 19 века они занимались там разбоем и продолжают это делать. Может в немного иных формах.

«СП»: - В свете заявлений американских политиков возможно ли обострение наших отношений с США?

- Куда уж острее. Не верю в его возможность, потому что это уже чревато выходом событий из-под контроля, как это случилось накануне Первой мировой войны. Мне кажется, что есть определенное понимание. Надо воспринимать как должное, что Америке нужен враг, особо не суетиться, держать порох сухим, смотреть, чтобы наши интересы не затрагивались напрямую.

Профессор кафедры международных экономических отношений РУДН, д.э.н. Инна Андронова выразила недоумение заявлением американского конгрессмена и предположила, что он не имеет знаний и информации реальной ситуации.

- По большому счету, в Латинской Америке экономически нас очень мало. У нас главный торговый партнер – Бразилия, а доля России в ее внешнеторговом обороте около 1%. А, например, Китая – под 30%.

На мой взгляд, нас в Латинской Америке нет. И это очень плохо. Нам надо укреплять, развивать сотрудничество, но для этого надо иметь, что предложить. Структура экспорта проблематична.

«СП»: - Но какие-то перспективы есть?

- Если посмотреть на наш товарооборот, то он, во-первых, критически маленький, и, во-вторых – мало диверсифицирован. Оттуда мы получаем, например, фрукты, овощи. Но сотрудничество может быть, начиная космосом и заканчивая медициной, автомобилестроением и т.д.. Вопрос в наших стратегических интересах: что мы хотим развивать?

Мы должны что-то предлагать и предлагать на очень выгодных условиях. Чтобы что-то продать, надо что-то произвести, причем конкурентоспособное. Китай производит практически все товары длительного пользования и широкого потребления. Я была в Бразилии не единожды, там даже индейские сувениры, продаваемые на рынке, сделаны в Китае.

Даже в сегодняшних условиях у нас есть, что предложить Бразилии и странам Латинской Америке, но проблема в том, что у нас нет широкого распространения информации о возможностях в этих странах для нашего бизнеса. В интернете не найти информации о Свободных экономических зонах в той же Бразилии, об особенностях законодательства, рынка. Специалистов по этим вопросам у нас практически нет, у нас большой провал в подготовке кадров: в свое время произошло смещение и специалист по региону стал приравниваться к переводчику. Вся регионалистика в основном сводится к изучению истории, языка, международных отношений. А этого мало, нужны международные экономические отношения. Знание языка – это не знание экономики, не умение разбираться в праве той или иной страны, ее национальных особенностях.

Корень внешнеполитических, внешнеэкономических проблем кроется в наших внутриэкономических проблемах. Приятно, что нас кто-то боится, считает, что мы какие-то перевороты готовим, но вопрос к компетенции людей, которые делают такие заявления.

Конечно, наш товарооборот со странами Латинской Америки увеличивается, но пока он маленький и слабый. Чтобы их «купить», туда надо вкладывать большие деньги, торговать с ними и т.д.

Научный руководитель Института стран Латинской Америки, член-корреспондент РАН, д.э.н. Владимир Давыдов полагает, что американцев подводит комплекс превосходства.

- Это болезнь психологическая, идеологическая. И она усугубляется. Они всех поучают, хотя в своем хозяйстве у них полный беспорядок. Та система, которой они гордятся, которую заложили отцы –основатели, он же и порушили, извратив систему ценностей. В этом их беда, и в мире их перестают воспринимать серьезно. Постольку-поскольку серьезно их воспринимают, потому что у них есть военный и финансовый кулак. И чуть что, они грозятся, образно говоря, ударить партнеров по зубам. Страны и общества вынуждены считаться с рисками, которые связаны со способностью американцев ударить по ним, если они, по мнению американцев, ведут себя не лояльно.

Время этого наглого диктата, дипломатии выкручивания рук проходит. Особенно явно это стало во времена президентства Трампа. У Байдена это будет более завуалировано.

«СП»: - Каковы перспективы развития экономических отношений России с латиноамериканскими странами?

- Американцы ставили и будут ставить палки в колеса. Но не думаю, что мы должны оглядываться на каждый чих в Вашингтоне. Мы должны использовать свои резервы и свой престиж в этих странах, а престиж определяется тем, что мы как бы уравновешиваем баланс сил в современном мире. США нужен противовес, иначе они совсем с катушек слетят и будут вести себя неадекватно. Без баланса интересов мир может скатиться к катастрофе, как это неоднократно было в 20 веке.

Россия и в какой-то мере Китай оказывают оздоравливающе воздействие на международные отношения. Для Латинской Америки очень важно, чтобы было равновесие. Есть такой закон в международных отношениях: если есть баланс сил, то у стран Латинской Америки сохраняется диапазон маневра на внешнем фронте. Россия и Китай обеспечивают этот диапазон для национальных интересов латиноамериканских стран, иначе им начнут выкручивать руки, поставят в трудное положение в экономике. Латиноамериканские страны заинтересованы как минимум в конкуренции между ведущими игроками современного мира.