Войти в почту

Гигант итальянской живописи: в Москве открылась выставка Тьеполо

В Пушкинском музее открылась выставка мастера эпохи рококо Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико. На одной площадке – картины знаменитых венецианцев из всех собраний Москвы. Гордость экспозиции – два монументальных полотна из коллекции князей Юсуповых, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.

Гигант итальянской живописи: в Москве открылась выставка Тьеполо
© Мир24

Антоний и Клеопатра, римский полководец и царица Египта – главные герои выставки Тьеполо. Истории их любви художник посвятил огромные полотна: встречу в Александрии и роскошный пир. Несмотря на театрализованность сцен, Тьеполо в точности передает детали античности.

34 год до нашей эры. Римский военачальник Марк Антоний возвращается после успешного похода в Армению. Свои трофеи он преподносит Клеопатре. Так, по мнению художника, Антоний добивался ее расположения.

А на этой картине уже Клеопатра поражает полководца. Во время пира она растворила в уксусе свою жемчужную сережку и выпила напиток. Его оценили в 10 миллионов сестерциев. По текущему курсу это 20 миллионов евро.

Эффект присутствия – с этим сталкивается каждый, кто посмотрит на работы Джамбаттисты. Кажется, будто по лестнице к столу Клеопатры можно подняться. Такая иллюзия объема и сделала художника знаменитым: лучшие дома XVIII века приглашали его расписывать потолки и плафоны.

«Он последний гигант итальянской живописи, художник огромного масштаба, общеевропейского масштаба. Естественно, работал он не только в Италии, не только в Венеции, но и в Вюрцбурге и в Мадриде, где он закончил свою жизнь, расписывая королевский дворец», – рассказала куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.

«Встреча» и «Пир» Антония и Клеопатры – достояние музея-усадьбы «Архангельское». Более 200 лет назад их привез туда князь Николай Юсупов. В Пушкинском эти картины дополняют другие работы Джамбаттисты и его сына Джандоменико: «Мадонна со святыми» и «Возвращение блудного сына».

«Это будет несколько иной поворот визуальный: другой, пластический, пластическое соединение, которое даст нам наилучшим образом возможность увидеть эти роскошные произведения, которые поражают своим цветом, своей динамикой, своим ощущением жизни», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В дополнение к живописи – гравюры и офорты Тьеполо. После снятия антикоронавирусных ограничений в Пушкинском музее это фактически первый проект. Он же начинает масштабную программу перекрестного года музеев России и Италии.