Войти в почту

Роман Круглов: Я не выбирал писательский путь, а просто на нем оказался

В № 2(28172) от 13 января «Забайкальский рабочий» начал вести на своих страницах литературную рубрику, в которой мы познакомили вас с местными авторами, членами Союза молодых литераторов России. Сегодня у нас в гостях поэт, прозаик, критик, редактор, секретарь Союза писателей России, председатель Санкт-Петербургского отделения Совета молодых литераторов, литературовед, кандидат искусствоведения Роман Круглов. Наш сегодняшний собеседник родился в 1988 году в Ленинграде. Свои первые шаги в литературе сделал в 11 лет, впечатлившись стихотворениями Николая Гумилева. Родители оценили старания сына и отвели его в старейший в Петербурге детский литературный кружок «Дерзание» в Аничковом дворце. Там Роман познакомился со своим учителем и редактором Алексеем Дмитриевичем Ахматовым, с которым работает и по сей день. – Эти еще несамостоятельные шаги стали решающими. Очень важно вовремя поддержать ребенка – и не только ребенка, вообще определяющегося человека – в поиске призвания. Мне повезло: я не выбирал писательский путь, а просто на нем оказался, – говорит он. Роман Круглов закончил филологический факультет РГПУ им. Герцена и аспирантуру СПбГИКиТ, где и работает доцентом и заместителем декана факультета экранных искусств. Он автор пяти поэтических книг, а также свыше 200 художественных, критических и научных публикаций в сборниках и периодике. – Как известно, ни один художник (в широком смысле) без среды не возник – это невозможно. Даже выдающийся талант без понимания того, что было создано ранее и что создается сейчас, без критики профессионалов обречен изобретать даже не велосипед, а его примитивные аналоги. Мировые примеры показывают, что без творческой среды и погруженности в традиции писатели не развиваются. Такова природа творчества: слишком много великого и прекрасного было сделано до нас, чтобы, не опираясь на традицию, создать что-то мало-мальски стоящее. Для организации литературной учебы и создан Союз молодых литераторов. Точнее, это одна из главных точек приложения наших усилий. Основная цель – организация общего литературного пространства, создание условий для профессионального развития писателей. – 7 февраля исполнится ровно 4 года со дня создания СМЛ. Можно уже подвести какие-то итоги? – За время своей работы СМЛ собрал вокруг себя немало людей неравнодушных к настоящему и будущему русской литературы. У нас есть исполнительная комиссия – полтора десятка человек из разных точек России, которые координируют и развивают деятельность организации на всероссийском уровне. Сформировались и работают свыше 30 региональных отделений СМЛ. Степень развития в разных регионах разная, но обычно речь идет о группе активистов, к которым присоединяются новые авторы и читатели. – Расскажите немного о работе Союза на примере своей работы в Санкт-Петербургском отделении, где вы занимаетесь очной работой с молодежью? – Что касается очной работы с молодежью, то по общеизвестной причине она в 2020 году временно прекратилась. Большая часть мероприятий переведена в дистанционный формат. Изоляция, как она ни тяжела, имеет хотя бы тот плюс, что мы все вынужденно освоили дистанционные технологии. Это и позволило провести совещание, сближающее столь далекие друг от друга регионы. Что касается конкретно Санкт-Петербургского СМЛ, то мы регулярно анализируем тексты молодых авторов с целью редактуры и последующего формирования подборок, рассылаемых по журналам. Наше отделение занимается вопросами продвижения в социальных сетях, организацией концертов и выступлений, литературных фестивалей и конкурсов. Все это делается при поддержке старших товарищей из СПР, однако, в основном собственными силами и ресурсами – каждый из членов СМЛ обычно действует сразу в нескольких направлениях. Помогает справляться с таким объемом работы только то, что к нам приходит все больше студентов и молодых литераторов, желающих и готовых участвовать в общем деле. Из очных мероприятий сейчас в Петербурге мы проводим только локальные собрания – не более 25 человек (таковы ограничения). На встречах – профессиональное обсуждение произведений, направленное на то, чтобы максимально раскрыть их художественный потенциал. – В прошлом году Вы побывали в Чите на литературном фестивале «Забайкальская осень». – По отцу я забайкалец. В деревянном одноэтажном доме (на фото) провел детство мой папа, а я побывал здесь впервые. Но времени для припадания к корням почти не было: мероприятий было очень много. Запомнилась встреча отделением Совета молодых литераторов в Чите, – растет команда! Фестиваль стал толчком для восстановления регулярной работы литературного объединения. Уже выпущен всероссийский сборник молодых авторов «Онон», готовятся новые проекты. Недаром забайкальское отделение совета молодых литераторов – самое активное и успешное в ДФО. – А в целом, какие впечатления от знакомства с родиной отца? – В Забайкалье накатывает ощущение огромности пространства. Воздух прозрачный, цвета чистые; за одной сопкой видная другая, за далью – новая даль, и не на чем остановиться взгляду. Россыпи сосен и скальной породы, деревеньки, стада коров и лошадей – только многоточия, предела нет. Чувствуешь себя затерянным в холодных просторах, и одновременно – какая-то лихость, возможность чего угодно. Такая природа, наверное, и зародила необъятную мечту и волю, которая гнала орды Чингизхана искупать коней то в восточном, то в западном океане, мимоходом покоряя империи. – Ваше отношение к сетевой литературе. Можно ли из сети выйти в Большую литературу? – Самый громкий пример – Вера Полозкова, она начинала именно как сетевой автор. Однако не только развлекательные тексты живут в интернете. Сеть – только средство распространения. Ее особенность в том, что в интернете на равных сосуществуют тексты легковесные и глубокие, графоманские и профессиональные. Эта бескачественность вызвана огромной плотностью информационного потока. Каждую минуту в интернет выкладывается множество текстов, как следствие, падает ценность каждого из них. В такой ситуации настоящая литература, заставляющая работать ум и душу читателя, проигрывает, оказываясь в одних условиях с более броским, но менее содержательным контентом. – С появлением интернета возникли многочисленные предположения о возникновении новых форм литературы или ее полного перехода в электронный формат. Эти прогнозы не сбылись, художественная литература не исчезла, согласно статистике книжного рынка, около 80% его составляют бумажные издания. Новые формы литературы, связанные с распространением интернета, охватывают, прежде всего, развлекательный сегмент: это микропроза, блоги, фан-фикшн (в сущности, аналогичные формы существовали и ранее – на бумаге). Отдельная форма массового творчества в новейшую эпоху – сетевой фольклор, представленный краткими формами – мемами, «пирожками» и «порошками» (формы четверостиший) и т.д. Эти литературные формы злободневны, анонимны, вариативны, как городской фольклор (анекдоты), отличается только аудитория и форма распространения. Литературный дилетантизм в наши дни распространился, во многом, благодаря форумам и социальным сетям – можно опубликовать что угодно, и нет никакой причины делать свой текст лучше, поскольку популярность здесь определяется маркетинговыми технологиями. Однако профессиональная литература также использует возможности распространения – иного пути нет. Кроме того, из дилетантской среды авторы приходят и в серьезную литературу, пускай даже один из тысячи. – В СССР писатели и поэты были героями, если хотите – лидерами нации. К их мнению прислушивались даже власти, народ их боготворил. Но сегодня ничего этого нет. Что изменилось – общество, страна или литераторы пошли не те? – Ваш вопрос начался с противопоставления советской ситуации и нынешней – в этом заключен и ответ. Виноваты ли учителя в развале системы образования, а врачи – в бедственном положении нынешней медицины? Вопрос риторический. Виноваты ли писатели в снижении собственного влияния (а ведь это их работа – влиять на умы)? Виноваты – своим собственным влиянием на общество и власть в конце советского периода. К концу 80-х годов тиражи литературных журналов достигли самых высоких отметок в мировой истории. Что же в них публиковалось? Открываю журнал «Иностранная литература» 1989 года, в оглавлении подряд идут статьи иностранного автора «Почему я не коммунист» и советского «А почему я не коммунист»… Кажется, только ленивый не боролся тогда с недостатками СССР – как реальными, так и вымышленными. Сейчас тиражи литературной периодики упали с миллионов до сотен, влияние на общество и власть упало пропорционально. Тогдашних критиков системы извиняет только то, что система казалась им незыблемой и они, похоже, не подозревали, что может быть гораздо хуже. Мы современные писатели и читатели, действуем в эпоху, когда нужно не разбрасывать, а собирать камни. Как бы ни тяжело это было, нужно создавать новые структуры и смотреть в будущее, с учетом ошибок прошлого. Иного пути у нас просто нет – на кону сохранение культурного суверенитета. — В завершение разговора – Ваши пожелания молодым литераторам? — Перенимайте навыки литературного мастерства, осваивайте традицию, учитесь — только так можно обрести собственный голос и сказать что-то действительно стоящее. Для этого нужно читать (прежде всего, произведения ХХ века) и посещать литературные объединения. Сетевые ресурсы СМЛ помогут в этом, вы можете найти нас через сообщество https://vk.com/sovmollit Олег Тополев. Смотрел в глаза и думал: потону. (Без страха думал, хоть и шел ко дну – Я знал – мне шелком будут эти воды). Я потонул уже и потому, Я сам – уже не я, а часть природы. Уехала, и я теперь – как дом – От свай и до лепного ангелочка – Холодная пустая оболочка Утопленника, что жил раньше в нем. Насвистывает песенку свою На горлышке моей пивной бутылки Тот ветер, из которого в затылке Я собственную песенку совью, И голуби едят из рук моих Снежинки вперемешку с грязным тестом Близ дома, где мне холодно и тесно (Хотя в нем было место для двоих).