Войти в почту

Духовенство и политический кризис в Белоруссии: сопротивление или смирение?

Призывы Святейшего владыки продиктованы отсутствием видимых признаков разрешения политического кризиса в республике. Протесты, пусть и «сдулись», но продолжаются и грозят существенно увеличить численность участников весной. Власти так и не удалось найти общий язык с несогласными, которые отвергли конституционную реформу как путь к компромиссу и пока не были приглашены на Всебелорусское собрание.

Духовенство и политический кризис в Белоруссии: сопротивление или смирение?
© Украина.ру

Более того, у официального Минска, похоже, не осталось рычагов для борьбы с уличной активностью, кроме задержаний и «закручивания гаек». Складывающаяся ситуация непредсказуема и может грозить обострением.

Руководство Московского патриархата, к которому относится Белорусская православная церковь (самая влиятельная конфессия в республике), в такой ситуации демонстрирует небезразличное отношение к происходящему и сигнализирует о готовности выступить в качестве примирителя сторон. На это в обращении патриарха Кирилла указывает пожелание развития диалога между властью и обществом с участием религиозных общин.

Но подобная услуга вряд ли понадобится сторонам. С августа прошлого года они очень сильно поляризировались в собственных требованиях и позициях. Оппозиция и протестующие готовы говорить только в плоскости новых выборов и смены руководства страны, а для власти это те «буйки», за которые не позволено заплывать. К тому же власть наверняка желает видеть конфессии на своей стороне, а не в качестве нейтральных примирителей.

За время правления Александра Лукашенко в Белоруссии сложилась практика, когда государство так или иначе стремится контролировать самые важные сферы публичных общественных отношений. Нелояльность со стороны руководства таких влиятельных социальных институтов, как религиозные конфессии, воспринимается как путь к «расшатыванию обстановки» и «хаосу». По этой причине власть всегда стремилась с ними так или иначе сотрудничать и действовать единым фронтом.

Во многом это всегда получалось. Но во время текущего политического кризиса «контракт» между сторонами стал рушиться.

Православие

Самая влиятельная конфессия в Белоруссии — православное христианство. Среди всех верующих число прихожан Белорусского экзархата Русской православной церкви (в Белоруссии принято называть сокращенно — Белорусская православная церковь, БПЦ) составляет порядка 80-85%.

Официальный Минск в 2003 году заключил соглашение с Белорусской православной церковью — наиболее распространенной конфессией в республике. Оно закрепило взаимное уважение церкви и государства. Руководители Церкви часто присутствовали на официальных мероприятиях, получали награды из рук главы государства, выступали в защиту мира и стабильности, которые всегда были одними из наиболее тиражируемых достижений Александра Лукашенко.

Но в середине августа тогдашний глава БПЦ митрополит Павел призвал власть остановить насилие против протестующих. Помимо этого он посещал в больницах пострадавших в ходе акций протеста противников Лукашенко и призывал их не падать духом. Это могло быть не связано с политической позицией — Церковь призвана помогать всем страждущим, вне зависимости от конъюнктуры, но в тогдашних условиях накала политического противостояния это могло быть расценено властью как политический жест — поддержка оппозиции.

В пользу оппозиции сыграли и многие рядовые священники. Они открыто поддержали протест, участвовали в уличных акциях, посещали изоляторы и больницы, после чего начали заявлять о чрезмерной жестокости по отношению к протестующим.

Спустя считанные недели руководство Московского патриархата отозвало митрополита Павла с должности главы Белорусской православной церкви, и на его место был назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин. Официальная причина такого решения не связана с политикой, но текущий кризис всё-таки мог стать камнем преткновения между сторонами.

Католицизм

Второй по распространенности конфессией в Белоруссии выступает Католический костел. К нему себя относят около 15% верующих граждан Белоруссии. В основном это этнические поляки, компактно проживающие на северно-западе республики, но встречаются среди католиков и этнические белорусы.

До выборов отношения государства с данной конфессией складывались не так тепло, как с Православной церковью, но как минимум они были нейтральными. Руководители Костела также принимали участие в государственных мероприятиях, были аполитичными, что в общем-то устраивало власть. Иногда между сторонами могли возникать небольшие противоречия, но они носили не политический, а экономический характер. Например, по поводу уплаты налогов и формы собственности знаменитого Красного костела в Минске.

После известных событий августа тогдашний глава белорусского Костела Тадеуш Кондрусевич призвал руководство страны вести конструктивный диалог с протестующими, прекратить насилие и отпустить всех задержанных на уличных акциях. Чуть позже митрополит заявил, что многие католические священники и сестры активно приходят к тюрьмам поддержать задержанных, оказать материальную и духовную помощь.

Спустя короткое время его не пропустили через белорусско-польскую границу в Белоруссию, хотя он является гражданином этой республики. Власти мотивировали это тем, что он «попал в список невъездных, выехав для консультаций в Варшаву и получив определенные задачи». Хотя могли играть роль политические разногласия.

Совсем недавно он вернулся в Белоруссию, но прекратил занимать свой пост в связи с достижением возрастного максимума.

Протестантизм и иные религии

К протестантским течениям христианства себя относят порядка 3-5% верующих белорусов. В некоторых регионах они имеют довольно внушительный процент последователей (в основном это юг и юго-запад Белоруссии). Существуют небольшие населенные пункты, где они и вовсе являются большинством. В основном это баптисты, но также встречаются христиане веры Евангельской, пятидесятники, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т.д.

Но протестантские движения в Беларуси невлиятельны в силу отсутствия единого центра управления и единоначалия. Это разрозненные течения и общины, которые не имеют своих публичных персон. Верующие из данной категории не склонны участвовать в общественно-политической жизни, кроме распространения собственной религии. Отношения с государством у них нейтральные. Как правило, интересы не пересекаются. Во время текущего политического кризиса они никак себя не проявили, чтобы попасть в поле зрения журналистов.

Примерно то же можно сказать и про иные религии в республике — ислам, буддизм, иудаизм, кришнаизм и т.д. Все они имеют не более 1% последователей. Их духовенство не обладают влиятельностью на широкую белорусскую общественность. Они не принимают активного участия в политической жизни страны, и их представители также никак не отметились во время политического кризиса.

Заключение

Активность во время политического кризиса проявили в руководстве лишь двух конфессий в Белоруссии. Православное и Католическое духовенство. При этом их представители ни разу не выступили против действующего президента и не призывали к смене правящего режима. Их обращения касались лишь необходимости прекратить жестокость по отношению к протестующим со стороны силовиков, а также поиска путей к диалогу сторон и миру.

Такая позиция в целом вписывается в христианскую мораль. Во-первых, вся власть от Бога, поэтому нельзя выступать против конкретных её представителей, а во-вторых, христианство осуждает насилие над людьми, особенно если те находятся в беззащитном положении и не проявляют агрессии.

Но несмотря на смелость ряда религиозных деятелей, позиция конфессий вряд ли способна сыграть существенную роль в Белоруссии с довольно светским и нерелигиозным населением.

Осуждение действий властей со стороны православного и католического духовенства (что произошло впервые), а также участие его представителей в протестах сигнализируют о том, что в религиозной среде Белоруссии назрело недовольство существующим «контрактом» с властью о нейтрально-лояльной позиции духовных лиц, даже если в стране происходит то, что им кажется неправильным.

После резкой смены руководителей двух конфессий руководство страны пытается вернуться к той модели отношений с ними, которые были до выборов. Но получится ли это в условиях, когда за священнослужителями стоят Ватикан и Московский патриархат, которые не спешат занимать позицию однозначной поддержки белорусской власти?