Войти в почту

Главархив знакомит с личным фондом писательницы и драматурга Софьи Заречной

В Главархиве столицы хранится личный фонд писательницы Софьи Заречной, среди материалов которого – фотографии, переписка, рукописи произведений, копии членских билетов Союза советских писателей и другие документы.

Софья Заречная (настоящая фамилия - Кочановская) родилась 17 декабря 1887 года в Одессе в семье банковского служащего. В 1904 году она окончила Высшую школу социальных наук Дюкло в Париже. После возвращения в Москву Софья увлеклась театром, она занималась в Драматической студии Евгения Лепковского. Именно тогда и появился ее псевдоним Заречная: Софья Кочановская мечтала сыграть Нину Заречную в чеховской «Чайке».

Однако через несколько лет Софья Заречная решает заняться литературным творчеством и прекращает развиваться как актриса. В 1910 году она впервые выступила в печати с прозой. В дальнейшем ее рассказы, очерки, стихотворения и рецензии были опубликованы в газетах и журналах «Раннее утро», «Русская мысль», «Бюллетени литературы и жизни», «Журнал для всех», «Новый журнал», Рампа и жизнь». Кроме псевдонима Заречная, писательница публиковала свои произведения и под псевдонимом Софья Цветкова (Цветков - это фамилия ее мужа).

В 1927 году определяется интерес Заречной к биографическому жанру. В 1920-30-е годы были изданы ее рассказы об украинском поэте и художнике Тарасе Шевченко, о художнике Василии Тропинине, о крепостной актрисе Параше Жемчуговой (Прасковье Ковалевой), повесть «Дети декабристов». В Главархиве Москвы хранятся статьи и очерки Заречной с 1920-х по 1950-е годы, посвященные жизни и труду сталеваров, врачей, учителей, писателей, актеров и известных исторических личностей.

В фонде также представлены повести Софьи Заречной «Безумный год», «Казачок графа Моркова», «Счастье Лии», «Крепдешиновое платье» и другие. Диапазон тем, затрагиваемых автором в произведениях широк: революция 1848 года во Франции, крепостное право в России, становление советского быта, Великая Отечественная война.

В годы Великой Отечественной войны Заречная работала в Совинформбюро, выезжала в прифронтовые районы и писала о героях тех лет. Например, так появились рассказы о военном хирурге Валентине Гориневской («Добрые руки»), о партизане Александре Чекалине («Орленок»), о Зое Космодемьянской («Горячее сердце»).

В конце 1940-х годов Заречная начала работать над романом о Чернышевском «Предшественник», первое издание которого вышло в свет в 1950 году. В Архивном ведомстве сохранилась рукопись «Предшественника».

Значительное место в творчестве писательницы занимала драматургия. Одними из первых пьес Заречной, поставленных в Театре Корша (сейчас его здание занимает Театр наций) были пьесы 1911 года «Здравствуй, солнце» и «Муха». Комедия «Муха» вызвала резкую критику на страницах газеты «Русское слово». Всего же в 1920-1950-е годы Заречная написала более двадцати пьес.

В 50-е годы в Театре им. Ленинского комсомола в Москве (сейчас - Ленком Марка Захарова), а также еще в 16-ти театрах разных городов Союза шла сценическая композиция Заречной по роману Николая Чернышевского «Что делать?». Пьеса называлась «Новые люди». В Главархиве можно увидеть переписку драматурга с руководством театров о постановке пьесы в разных городах России.

Последними опубликованными произведениями писательницы были роман о революционерах-семидесятниках «Подвиг поколения» и «Повесть о семи днях», освещающая события на Красной Пресне в Москве в 1905-1907 годах.

В 1958 году Софья Заречная была принята в члены Союза писателей СССР. В Главархиве Москвы можно познакомиться с копиями членских билетов Союза советских писателей, которые принадлежали Заречной. Незадолго до смерти Заречная написала книгу о жизни и творчестве Георгия Плеханова «Трагедия русского Антея», которая так и не была опубликована.

Умерла Софья Заречная 20 июня 1967 года.