Войти в почту

Марийский театр кукол и Денис Осокин отправились в "Ночной караул"

"Золотую маску" впервые получил театр из Йошкар-Олы

Марийский театр кукол и Денис Осокин отправились в "Ночной караул"
© Реальное время

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в режиме онлайн прошла церемония награждения национальной театральной премии "Золотая маска". Впервые ее получил театр из Марий Эл — в номинации "Куклы. Работа художника" победил Сергей Таныгин, художник, работавший в спектакле "Йуд Орол" ("Ночной караул") театра кукол Йошкар-Олы. Подробнее — в материале корреспондента "Реального времени".

Береги село от пожара!

Этнофутуристическая мистерия "Ночной караул" была представлена еще в двух номинациях — "Лучший спектакль в театре кукол" и "Лучшая работа режиссера в театре кукол" (Алексей Ямаев). Марийцы состязались с шестью спектаклями: "Гамлет. Ширма" Большого театра кукол Санкт-Петербурга, "И звали его Домино" Театра кукол "Ульгэр" Улан-Удэ, "Повесть временных лет" Тольяттинского театра кукол, "Слон" Московского театра кукол, "Про честное слово" Театра "Karlsson Haus" из Санкт-Петербург, "Тишина. Посвящение Эдит Пиаф" Театральной компании Н.Суконкиной и Союза театральных деятелей России.

Йуд орол — это своеобразная деревенская пожарная охрана. Правда, в спектакле его герои — духи, обитающие в заброшенной деревне. Как рассказывал Ямаев, в его детстве эти ночные вылазки были целым приключением, с байками и романтикой. Традиция кое-где сохранилась и сейчас.

Действие спектакля происходит в камерном пространстве, опутанном веревками, заставленном рамами и зеркалами, а также множеством этнографических чудес, от лаптей до полотенец. Композитор — Григорий Архипов (недавно "Реальное время" брало у него интервью по случаю презентации песни "Черемис", к которой он написал музыку). Для создания потустороннего саундтрека в записи использовался терменвокс, глюкофоны, электрогусли.

Ранее спектакль получил гран-при десятого Международного фестиваля театров кукол "Петрушка Великий" в Екатеринбурге, гран-при фестиваля "Йошкар-Ола театральная-2019" и государственную премию Республики Марий Эл в области театрального искусства им. М.Шкетана.

https://vk.com/uyd_orol

Пьеса от лауреата премии Тукая

Премьера спектакля прошла 5 декабря 2018 года. А в феврале 2018-го казанский писатель Денис Осокин опубликовал на странице в "Фейсбуке" рассказ "Йуд Орол", который потом превратился в пьесу. Она о человеке по имени Олёш, который приезжает в в деревню Маскародо, где стоит дом его матери, где ночью встречается с ночным караулом, "на границе миров, реальности и мечты, надежд сбывшихся и несбывшихся, с душой и поэзией своего народа, с его языком":

"километр или полтора — между жилой деревней колокудо и нежилой маскародо. колокудо — значит двадцать домов. маскародо — род медведя. кроме названий я о них помнил только огромные, не по-земному огромные просто березы — высоченные, толстенные — в окрестностях этих деревень. или ветлы… а больше ничего. моя мама из маскародо. и я бывал здесь в глубоком детстве — когда живы были мамины родители. а сейчас и мамы давно уже нет. и дом тот стоит очень страшный. наверное".

Напомним, что в апреле Осокин получил Государственную премию Татарстана имени Габдуллы Тукая — за сборник "Огородные пугала с ноября по март", куда вошел и рассказ "Ночной караул".

https://vk.com/uyd_orol

Сергей Таныгин учился в школе-интернате № 1 для одаренных детей, его брат Юрий — известный художник-футурист, живущий в Ханты-Мансийском автономном округе. Сергей поступил во ВГИК, работал на Свердловской киностудии художника кино, участвовал в съемках фильма Оксаны Бычковой "Питер FM". Работает с Марийским театром юного зрителя, Марийским национальным театром имени Шкетана

— Идея возникла сначала у режиссера, — рассказывает Таныгин. — За год до постановки я, он и Денис Осокин поехали в экспедицию в мою деревню, Колокудо Советского района, ей 300 лет с лишним. Денис написал по итогам рассказ. "Ночной караул" у нас до сих пор существует, они ночью охраняют дома от пожаров. Начали думать над сценографией. Мы изначально хотели, чтобы были предметы из реальной жизни, связанные с детством, с деревней. Также изначально было задумано, что зрители будут сидеть внутри декораций. Нам хотелось поработать над музыкой, и так, к примеру, ткацкий станок был переделан в гусли. Так возник образ заброшенного дома, в которой и происходит действие.

Кстати, с Ямаевым Осокин крепко сдружился еще на съемках "Небесных жен луговых мари" режиссер Алексей Федорченко по рассказам Осокина, где тот работал ассистентом режиссера по работе с актерами (учил актеров говорить по марийски). Также он снимался в одной из новелл. Некоторые сцены фильма снимались в Колокудо.

"Небесные жены луговых мари", кадр из фильма.

— Например, маленькая священная роща в самой первой новелле, в которую приходит девушка просить Мать Рождения Шочын-Аву снять с ее тела родинки, которые она считает лишними — это Колокудо, — вспоминает Осокин. — И самая короткая новелла, в которой девушка на крыльце дома перебирает грибы и говорит об одном "вот какого мужа мне надо" — так вот это она сидит на крыльце дома Сергея. И еще несколько эпизодов, разбросанных по фильму. А потом, в 2017-2018, мы приезжали туда уже с Алексеем Ямаевым в гости к Сергею думать о будущем спектакле "Йуд орол". Тогда у нас была только одна идея, один пароль — название. И что с ним делать — было неясно. Мы гуляли по деревне ночью с фонариками, сами как ночной караул. Ходили в нежилую соседнюю деревню Маскародо. Потом к нашим выездам и разговорам присоединился композитор Григорий Архипов. Мне всегда легче работать с создания мира на моем родном языке — в художественной литературе. И после одного из таких выездных худсоветов в Колокудо я написал в Казани рассказ. Он всем нашим понравился, все согласились с его посланием, и я начал превращать его в пьесу. А Колокудо и Маскародо как имена и географию я прямо перенес в рассказ, потому что едва ли нашел бы имена красивее и более подходящие здесь. И пространство это меня вдохновляло. Колокудо — "двадцать домов". Маскародо — "род медведя".

Отметим, что в новом сезоне в столице Марий Эл также прошел XIII Международный фестиваль театров финно-угорских народов "Майатул" с 12 постановками (победил спектакль "Куйгорож" Мордовского государственного национального драматического театра). В октябре Гран-при фестиваля "Йошкар-Ола театральная — 2020" получила опера "Аида" Марийского государственного академического театра оперы и балета. Много шума наделал спектакль Степана Пектеева "Йыван Кырла. Путевка в жизнь" в Марийском национальном театре имени Шкетана. Это исследование самого известного киноактера из Марий Эл Йыван Кырла, исполнителя главной роли в первом звуковом советском фильме — "Путевка в жизнь" Николая Экка. В сентябре ее показывали в москоском Театре имени Пушкина на фестивале спектаклей молодых режиссеров "Артмиграция".Есть ли шанс, что новый марийский театр увидит и Казань?