Войти в почту

Сон разума: почему Сталин снова «шагает по России»

Еще один памятник Сталину будет поставлен в России. На этот раз таким «художественным артефактом» обогатится Новосибирск.

Памятник высотой 3 метра будет установлен на частной территории, принадлежащем обкому КПРФ, к 9 мая.

Новосибирские коммунисты выделят миллион рублей из партвзносов на сооружение монумента.

Инициативная группа жителей Новосибирска активно добивается установки памятника Сталину с лета 2016 года.

Если планы партии будут воплощены в жизнь, Новосибирск станет самым сталинизированым городом современной России: в нем будет целых два бюста вождю коммунистов. Первый уже установлен во дворе частного дома местного экскаваторщика, который случайно откопал его на работе.

И это далеко не первая попытка увековечивания памяти отца народов, предпринимаемая в России в последние годы.

Ностальгия по сталинизму — это вещь многослойная, и эти слои состоят из элементов психологии, экономики и даже физиологии, считает директор ИНИОН РАН академик Юрий Пивоваров.

Первый слой, конечно, психологический. Людям свойственно воспринимать годы их молодости как лучшие в жизни, при этом объективная обстановка в те годы почти никак не влияет на оценку по прошествии десятилетий. Моя мама, например, хорошо помнит 1930-е годы, как тогда за ней ухаживали молодые люди. А массовые голод и репрессии — это был как бы фон, который никак не мешал им радоваться жизни, — вспоминает он.

Это ведет к тому, что сегодня начинает складываться новый культ Сталина, где «вождь народов» представлен неким символом справедливости и порядка.

Для тех, кто мало знает о цене репрессий и не в состоянии проследить причинно-следственную связь между событиями тех лет и многими нынешними проблемами, образ «строгого, но справедливого» вождя кажется едва ли не идеальным примером лидера нации.

Например, партия «Коммунисты России» открыто позиционирует себя как сталинистская. Ее идеологи точно верят в то, что при Сталине советские люди радовались жизнью несмотря на голод и репрессии.

Когда мы придем к власти, памятники Сталину будут установлены в каждом городе и его именем будут названы улицы и площади. Просто пока у нас нет денег, чтобы поставить памятники Сталину в каждом населенном пункте, но мы над этим работаем, — говорит лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин.

Впрочем, «Коммунистов России» уже во многих местах опередили их идейные союзники-конкуренты.

Кроме Новосибирска, памятники Иосифу Джугашвили сейчас установлены в десятках городов России, почти везде — на частных территориях; их массовый прирост начался в середине 2000-х годов.

Но не везде ресталинизация местности проходит гладко. Так, в октябре 2016 года в Сургуте памятник Сталину местные власти признали самостроем и демонтировали.

Что возведение памятников Сталину в России вызывает гражданское противостяние, лидера «Коммунистов России» не смущает.

В России менталитет такой, что-то, что является святым для одной части общества, выглядит как кощунство для другой. Как коммунист и сталинец, я придерживаюсь атеистических взглядов. Но это не означает, что я призываю своих однопартийцев сносить православные кресты. Это такой же вандализм, как снос памятников Сталину, — говорит Сурайкин.

Дело-то собственно не в Сталине, а в том, что люди сравнивают то, какой была жизнь тогда (предположительно-мифологически) и какова она сейчас (реально), говорит гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.

Люди сравнивают период, когда СССР был на пике своей мощи, когда с ним считались во всем мире — с нынешним периодом в жизни нашей страны. Что люди видят вокруг себя сегодня? Коррупцию, потерю Союза, потерю престижа страны в мире. Эта потеря все больше осознается, — сказал социолог.

Время лечит. Кто бы подумал назвать в Москве гостиницу именем Наполеона, где-нибудь в 1813 году? А сейчас гостиница с именем «чудовища Буонапарте» расположена в двух шагах от редакции «Ридуса», и ни у кого это не вызывает дискомфорта.

Но все равно не верится, что через 200 лет в Москве может открыться гостиница «Гитлер». А вот если гостиница «Сталин» появится намного раньше, при нынешнем тренде вряд ли многих удивит.