Войти в почту

«Строго славянам»

Молодой человек, москвич, лингвист по образованию, решил начать самостоятельную жизнь без родителей и снять квартиру. Он открыл интернет, прочел объявления и обнаружил во многих ясное ограничение: квартиры сдавали «только славянам», владельцы хотели видеть своими жильцами «только славян без животных», «строго русских людей», «аккуратных людей славянской внешности», «строго только славян и европейцев».

Чего боятся люди, сдавая свои квартиры
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Молодой человек имеет российское гражданство, московскую прописку, с рождения говорит по-русски, но зовут его Аллахвердиев Эмиль Сулейман оглы, и внешность у него никак не славянская.

Обнаружив такое количество объявлений о том, что его имя и внешний вид являются причиной для дискриминации, он приходит в ужас. И не от того, что в Москве живут люди, которые «нерусских не очень-то», это он и так знал, не первый день на свете, но от факта, что вполне официальные сервисы, размещая на своих страницах такие объявления, признают дискриминацию возможной.

И тогда он решает через фейсбук публично обратиться «К Яндекс, Циан, Avito, Юла и другим подобным: своим бездействием вы потворствуете (да, азербайджанцы такие слова тоже знают) тому бесчинству, которое творится в ваших сервисах. Вы обязаны решить эту проблему, иначе я буду судиться, как бы дорого мне это ни вышло».

Будет ли судиться Аллахвердиев Эмиль Сулейман оглы с каждым из написавших такое объявление, он сам еще не решил, но его реакция уже вызвала шквал мнений. Понятно, что есть люди, которые Эмиля поддержали, их позиция ясна. Отмечая нежелательность арендаторов из-за их национальности, авторы объявлений тем самым нарушают Основной закон РФ, равенство всех по Конституции.

В Европе или в США и Канаде такое в публичном пространстве давно невозможно.

Поэтому, считают многие участники обсуждения, Эмиль абсолютно прав, требуя соблюдения этических норм: «Запретив подобные объявления, сервисы выразят свою четкую позицию относительно шовинизма в этой стране, и люди задумаются над тем, правильно ли они поступают, когда выкладывают подобное». «Да, это отсутствие социальной ответственности онлайн-площадок и явная дискриминация. Они должны просматривать и удалять контент, не соответствующий правилам этики, как это делает фейсбук, например», — пишут комментаторы.

Кажется, что позиция Эмиля этически совершенно безупречна, людям нельзя запретить предпочитать одних другим, но общество в целом обязано продемонстрировать, что такое отношение нежелательно, обидное, оскорбительное по отношению к представителям других национальностей отношение не поддерживается. Тем более в многонациональной и многоконфессиональной стране. Ну и вообще, подобного рода высказывания вполне можно расценить как распространение межэтнической розни и вражды.

Естественно, что такой точки зрения сегодня придерживаются не все. Пожалуй, самую распространенную позицию можно сформулировать так: «горькая честность лучше корректной лжи».

«С одной стороны автор прав, — пишет одна из участниц дискуссии, — а с другой — разве лучше, если люди будут зря кататься на просмотры или терять время на обзвоны тех хозяев, которые им изначально не рады? Я бы предпочла видеть отказ в объявлении сразу, а не после траты энного количества усилий и минут/часов».

Дескать, если есть предвзятое отношение к постояльцам иной национальности, то, что с этим сделаешь? Честно указанная сегрегация хотя бы сбережет время и нервы.

Эта позиция принимает существующее положение как данность, с которой ничего невозможно сделать. Никуда не денешься, сетуют ее адепты, реальность такова, ее не изменить. Среди сочувствующих есть советчики, предлагающие Эмилю просто до времени скрыть свое происхождение, сообщив, например, что он москвич, а его правильная речь и интеллигентный вид легко при встрече убедит потенциальных хозяев в его приемлемости.

Конечно, нашлись и такие люди, которые требуют открытости не для того, чтобы мимикрировать под требования ксенофобов, а напротив, чтобы иметь возможность ни в какие сделки с подобными людьми не вступать. «Полагаю, пусть пишут, это выдает в них людей, с которыми не стоит иметь дело. Как метка, нашивка. Тошно, да и себе дороже».

Но есть – и их не мало – люди, которые уверены, что в такого рода требованиях нет ничего особенного. Для меня самым неожиданным был такой отзыв (сохраняю орфографию подлинника):

«Люди имеют право сдавать квартиру кому хотят, это их собственность, их требования и Вы пожалуй очень не терпимы к их мнению, желанию и позиции по поводу собственности.Никакой сегрегации с их стороны нет, они не принуждают ни кого. А Вот с Вашей стороны есть, Вы не только отделяете этих людей в некую группу, но и принуждаете не высказывать свои пожелания, мысли, чувства, еще и еще и интернет ресурсы принудить через суд хотите.... Надо быть терпимее к желанием людей которые идут в разрез с вашими».

Кстати, такого рода аргументация часто встречается со стороны тех, кто считает себя консерватором и чувствует на себе давление так называемой «либеральной стаи». Тут в перевернутом виде используются термины, обычно принятые для выражения более гуманной позиции: право, терпимость, принуждение. Автор явно обороняется, чувствует себя жертвой, и возможно, совершенно искренне ощущает как ущемление своих прав собственника, требование соблюдать нормы, для него не свойственные.

Попробуем все же понять, чем руководствуются люди, которые пишут в своих объявлениях ограничения по национальности?

Ведь в очень редких случаях это осознанная расовая неприязнь, а в основном — проявления бытовой ксенофобии: так пишут те, кто имел негативный опыт сдачи квартир: «Жила у нас одна семья с детьми. Грязновато было, но ладно. Молодую маму вообще было жалко, пахала без отдыха, обслуживая семью. Но деньги за аренду смогли получить с них только с помощью службы безопасности мужа. Все, научена, теперь сдаю только славянам». «Сдавала однушку однажды «не словянам»!!! От квартиры почти ничего не осталось! И мебель пришлось выбросить, даже окна сломали, ну? И как быть с этой любовью ко всем национальностям?» «Люди с Кавказа (специально не указываю национальность, чтобы «не разжигать»))), приехавшие ненадолго, имеют другие традиции, уклад и т.д. Во-первых, весьма горласты и мешали соседям. Во-вторых, со всеми пытались перезнакомиться: у нас так не принято… Спустя несколько лет мне опять пришлось на время сдать квартиру, и, естественно, я уже искала россиян — славян или евреев. И с ними было всё нормально».

Настоящего, идейного шовинизма тут нет, но есть совершенно не осознаваемая предвзятость, логика, которая рассматривает других людей не как отдельных личностей, а как часть клана: «Всем же понятно, почему пишутся такие объявления, и что значит «славянам». Этот эфмеизм означает: «не таджикам и не кавказцам». Позвольте предположить, что это ни разу не национализм. Просто дорогие наши северокавказские россияне — потенциальный источник наркоты и прочего криминала. А среднеазиаты в процессе проживания имеют тенденцию увеличиваться в размерах от семьи из 3 человек (которым сдавали изначально) до нескольких дружных семей». Дескать, автор ничего не имеет против других национальностей, но посмотрите, какие они ужасные. К милым, чистым и культурным азиатам и кавказцам нет претензий, что вы – «люди просто хотят обезопасить свою собственность. Прискорбно, когда под раздачу попадают добросовестные съемщики, такие, как вы», — простодушно признается один из собеседников Эмиля, не замечая, что огульно валит всех кавказцев и азиатов в общую кучу.

Оппоненты пытаются взывать к справедливости, одни указывают, что есть такие «славяне», ущерб от которых может превзойти все мыслимые убытки от гастрабайтеров, другие пытаются объяснить, что нужной цели — защитить квартиру от вандализма, так не добьешься:

«Думаю, что отличить добропорядочного гражданина достаточно просто, не указывая на его происхождение как на недостаток. Есть куча других приемов».

Но это плохо убеждает хозяев квартир, предпочитающий коммунальный опыт логическим заключениям:

«На Кавказе, например, всегда была в почете сила, что неплохо в целом и для мужчин плюс. Но когда человек сдает в аренду квартиру, он ищет не сильного арендатора, а покладистого, который не будет рассматривать оплату сломанного смесителя, как личное унижение. Поэтому все исходят из личного жизненного опыта. У всех он разный».

И вдруг появляется еще один поворот, исходящий, кстати, от профессионального риелтора:

«Не все платят налоги и не хотят светить квартиру, особенно вызывать дополнительные вопросы у соседей. Если живет человек славянской внешности, гораздо легче иногда сказать, живет племянник, двоюродный брат и т.п.».

Действительно, большая часть рынка аренды квартир проходит втемную, то есть сознательно нарушая законы, люди хотят обезопасить себя от неожиданностей. А в темной зоне действительно куда больше опасностей исходит от приезжих, от нелегалов, от тех, кто готов платить больше, требовать меньше, но при этом, естественно, и риск возрастает. Знакомый культурный код читать легче, иногда одного взгляда довольно, чтобы понять, к какому социальному и имущественному слою относится соотечественник, но трудно определить, как себя поведет «чужой» (а именно как к чужим относятся к представителям незнакомых культур).

Если быть честным, то тихой, ползущей ксенофобией страдает вся российская культура, от высших чиновников до начальника ЖЭКа. Посмотрите телевизионные программы — кто наши дикторы? Кто ведущие ток-шоу? Кто герои сериалов, почему на экране таджики и узбеки почти всегда появляются в роли гастарбайтеров? В Москве есть огромные мононациональные районы, но разве про жизнь в них мы что-то знаем от специалистов? Из средств массовой информации? Нет, только слухами питается мозг обывателя, который и так подсознательно чувствует опасность, исходящую от чужих, с их незнакомыми обычаями, обрядами, кухней и манерой одеваться. Заезженный пример, но благодаря политике СМИ, кино и сериалам в США относительно быстро воспитали новое поколение, которое не делит людей на черных и белых (что не отменяет индивидуальных предпочтений).

Огромная проблема, стоящая перед нами — ассимиляция и адаптация. К изменениям, неодолимо входящим в нашу жизнь, жизнь в большом мире, наполненном непривычными нам вещами и людьми, никто не готовит. Конечно, проблема эта не только российская, хотя у нас и принято порой считать себя исключительной нацией, но вот в тех же комментариях встречаются — и не редко — свидетельства из других стран.

«В Польше в последние годы частенько отказывают украинцам и русским. Ну, и чеченцам само собой тоже очень трудно здесь жилье снять», – пишет наша соотечественница из Восточной Европы.«Я русская, живу в Италии, и здесь не рады иностранцам. Хотя напрямую не скажут, но в последний момент могут отказать, не называя причины», — пишет другая.

Этой информации не обязательно полностью доверять, но бытовая ксенофобия действительно трудно изживает себя в мононациональных странах. Но хотя проблемы там есть, объявлений таких все же нет. Все-таки есть разница, прячут, стесняясь, или непринужденно выставляют наружу люди свои внутренние комплексы.

Приятно, что среди наших сограждан есть и такие, как неведомый мне автор объявления:

«О нас. Мы переезжаем в Санкт-Петербург из г. Уфа в связи с моей новой работой. Снимать планируем на длительный срок. С горечью заметил, что в блокадном городе-герое огромное количество объявлений о сдаче жилья в аренду пестрят расовыми ограничениями вроде — «только славянам». В наших детях есть татарская, башкирская и даже еврейская кровь, так что тех, кому это важно, прошу идти прочь и мимо, ваша квартира и задаром не нужна и дел с вами иметь не желаю. Остальным адекватным арендодателям гарантируем бережную эксплуатацию, своевременную оплату и хорошие отношения с соседями».

Очень важно, что появляются и такие молодые граждане, как Аллахвердиев Эмиль Сулейман оглы, который, наконец, обиделся на привычный порядок дел. Он обратился публично к общественности, а не копил в себе ненависть и раздражение, он готов подать в суд и потратить собственное время и деньги, чтобы с помощью закона и гласности сделать наш общий мир чуть-чуть лучше и удобнее для жизни.

Газета.Ru: главные новости