Ещё

Алексей Учитель: скандал вокруг фильма «Матильда» устроили сторонники мракобесия 

Скандал вокруг фильма "Матильда" — это не попытка вернуть цензуру, а нападки со стороны мракобесия. Такое мнение высказал в интервью ТАСС режиссер Алексей Учитель в субботу, когда кинокартина вышла в широкий прокат в Северной Америке, вызвав небывалый интерес зрителей.

Мракобесы пытаются влиять на умы

"Вокруг выхода картины в прокат шла борьба не со стороны критиков, — пояснил режиссер. — Борьба была более серьезная — с мракобесием, мракобесами, которые пытались запретить то, что можно запрещать только по закону. А по закону там запрещать нечего. Я рад, что мы победили в главном, и теперь фильм идет в России и других странах".

Алексей Учитель не считает сложившуюся вокруг "Матильды" ситуацию попыткой возвратить в искусство цензуру.

"Это парадокс, но именно государство меня во многом поддерживало — все официальные документы, которые разрешают прокат фильма, были выданы вовремя, никто не заставлял ничего переделывать. Но мракобесы действуют и пытаются влиять на умы, запрещать то, что может иметь только художественную оценку. И это происходит не только в нашем случае", — добавил он.

По словам режиссера, в последнее время оценивать художественные произведения пытается даже православная церковь.

"Но почему она не протестует, когда по телевизору показывают "Дом-2", или еще что-то, и любой ребенок может это смотреть, — сказал Учитель. — Есть вещи, о которых безусловно надо говорить и осуждать, но действовать объективно. Тот факт, что император принял мученическую смерть и поэтому стал святым, не означает того, что и вся жизнь его должна быть закрытой".

Антиреклама принесла много неприятностей

Скандал вокруг "Матильды" вызвал ажиотаж среди публики, в том числе американской, однако автор не считает такой интерес правильным.

"У меня двоякое ощущение. Я огорчен тем, что люди идут на фильм, чтоб посмотреть его с точки зрения предъявляемых обвинений. И зрители, возможно, ждут от картины чего-то такого, чего в ней не может быть — скандальных вещей, — считает режиссер. — Я бы хотел, чтобы люди просто приходили посмотреть фильм, получить удовольствие от того, что видят на экране, испытать собственные ощущения".

"Антиреклама также принесла много неприятностей и бед в связи с различными проверками, которые посылала известный депутат (Наталья Поклонская — прим. ТАСС), — рассказал он. — И эти беспочвенные, как оказалось в результате, проверки также вызывали дополнительные нервы".

"Я надеюсь, мы не обманем ожидания американских зрителей, ведь мнения и ощущения от просмотра могут быть разными, но лишь с точки зрения художественного вымысла, а не скандального", — уточнил автор картины.

Алексей Учитель довольно спокойно относится к критике в адрес самого фильма. "Дискуссия, которая развернулась уже после его выхода на экраны, предугадывалась, — отметил он. — Всегда есть коллеги и не-коллеги, которые воспринимают или не воспринимают кино, и это нормально и хорошо, так как не бывает фильма, от которого все в восторге или все как один кричат "караул".

"Звучит не только критика, но и слова многочисленных коллег, которые хвалят работу, — добавил режиссер. — Тем более и у меня есть авторитеты, к мнению которых я прислушиваюсь и чьи слова важны, а какие-то фамилии не так авторитетны".

Основные исторические факты отражены точно

Режиссер обратился к истории Николая II неслучайно, так как считает его фигуру неординарной.

"Многие воспринимают эту личность не совсем объективно, считая его слабым царем, который принес только беды, — напомнил он, — но, на самом деле, это не так. В данной любовной истории, которая продолжалась четыре года, предопределилась судьба нашей страны".

"Это — история о любви, при этом фильм не только о Кшесинской, несмотря на название, но и о наследнике престола, будущем императоре, становлении его характера, тяжелейшем выборе между внутренней свободой, любовью и долгом", — подчеркнул автор.

"Фильм — это художественное произведение, доля вымысла есть и должна быть, поскольку мы призваны делать историю, интересную зрителям, — полагает Алексей Учитель. — Но все основные факты, вехи, существующие в картине, выдержаны исторически точно — так же, как и некоторые эпизоды, вызывающие у некоторых сомнения".

"Крушение поезда было, отец Николая II, действительно, поднимал крышу и спас всю семью, — напомнил он. — Если говорят, что не было злополучного обморока во время коронации, то это просто от необразованности — обморок был, без сознания Николай II находился 40 секунд, а то, что ему привиделось в этот момент, это уже авторское дело".

"Какие— то исторические неточности могут быть, — добавил режиссер. — Ни в каких воспоминаниях, письмах, мемуарах не упоминается то, о чем говорили и как вели себя люди, оставшись вдвоем, и мы просто вынуждены давать авторскую версию".

"Матильды-2" не будет

По словам режиссера, многие зрители, в том числе чиновники довольно часто предлагают снять продолжение фильма.

"Можно, например, показать тех же героев в 1917 году, но этого делать я не планирую точно, "Матильды-2 не будет, — уверен он. — Я когда-то затевал картину под названием "Дно" — про одноименную станцию Псковской губернии, где состоялось отречение Николая II от престола, это фильм об этих трех днях его жизни". Режиссер не исключил, что через несколько лет он вернется к задумке.

"Матильда" не сможет появиться на главных международных фестивалях из-за сроков выхода в прокат.

"Мы закончили производство в конце сентября, и все крупнейшие фестивали прошли, а после проката мы уже не можем выставляться. Но на других фестивалях "Матильда" появится — в Китае, Корее и других странах", — отметил он.

Работа над четырехсерийной телеверсией, как рассказал Алексей Учитель, будет завершена к концу текущего года. "Телесериал уже вызвал большой интерес на международном кинорынке, — сказал он. — На телеэкранах этот фильм появится через год". Но что касается российской аудитории, то режиссер затруднился назвать сроки и канал вещания, заметив, что "у нас не так все просто".

Николай II, Цой, Шостакович

Очередной кинокартиной, над которой начинает работать режиссер, станет игровой фильм о рок-музыканте Викторе Цое. "Следующим летом я буду снимать историю о Цое, которого знал лично и много снимал, — пояснил он. — Там пойдет речь о событиях, которые происходили уже после его смерти. Цой в картине будет, но не актер, а в живых, документальных кадрах, которые у меня есть".

В ближайших планах Алексея Учителя — еще одна картина об исторической личности, композиторе Дмитрии Шостаковиче.

"В настоящее время мы ищем, кто будет писать сценарий фильма о Шостаковиче", — сообщил режиссер.

Фильм — ребенок, за которого переживаешь

"Любой фильм для меня как ребенок или какой-то очень близкий родственник, я всегда переживаю за него как за живого человека — огорчаюсь, когда его обижают, и радуюсь, когда хвалят, очень близко воспринимаю это, — рассказал Учитель. — Я не могу находиться в зале, когда смотрят мой фильм, поскольку даже любой чих как нож в сердце. Я очень остро реагирую, нервничаю, даже если реакция по окончании просмотра хорошая.

"Я очень долго и тяжело отхожу от работы над картиной и переключаюсь на новую, этот переход для меня весьма болезненный, — поделился он. — Когда делаешь картину, весь организм как-то собирается, мобилизуется в один нерв, энергию, и я в этот период даже редко простужаюсь и болею, а когда завершается работа и картина выходит на экраны, организм часто начинает подводить". Готовые фильмы режиссер редко пересматривает.

"Очень хочется сохранить чувство цельности и живой картины, которая возникает при завершении работы, тем более и прощание с ней дается так тяжело", — пояснил он.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео