Войти в почту

Научить уважать соседа. Как сформировать гражданскую идентичность?

Представителей 26 регионов собрала в Ставрополе Всероссийская научно-практическая конференция, на которой обсуждали проблему формирования российской гражданской идентичности у школьников. Организатором выступил Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Площадкой форума стал ставропольский филиал вуза. Противостоять радикалам Гостей конференции встретили танцами и песнями разных народов. В фойе вуза студенты организовали выставку национальных ремёсел Северного Кавказа. «У нашего государства сегодня немало внешних угроз. Враги понимают, что ослабить Россию можно, используя этнический или религиозный фактор, поссорив народы между собой, - заявил на пленарном заседании проректор Чеченского госуниверситета Ахмед Ажиев. - Одна из лазеек - радикальный ислам. Противостоять его активному вторжению можно, если активно пропагандировать в мусульманских республиках традиционный ислам. Сейчас в Чечне много для этого делают. Но было бы неверно утверждать, что у нас строят только мечети. Нет, у нас возводят и православные храмы, в проекте строительство синагоги. Но главное, в ЧР выстроена работа с подрастающим поколением, начиная с детсадовцев, нацеленная на воспитание толерантности к другим народам». Лучше всего российскую нацию, на взгляд Ажиева, сплачивают общая память о наших победах, совместные патриотические акции, в частности «Бессмертный полк». Осмыслить уроки истории По словам ректора университета Алексея Лубкова, Ставрополь местом проведения конференции выбрали не случайно. «Ваш край – это пример удачного сосуществования разных этносов, межкультурного диалога, - уверен Алексей Владимирович. – Только через культуру, через осмысление исторических уроков можно прийти к общероссийской идентичности. Очень важна духовная составляющая. Увы, российское образование, начиная с 90-х, было направлено на формирование «экономического» человека, «человека мира». К счастью, в последние годы появилось понимание того, что образование – это не сфера услуг, а нечто большее». Заместитель муфтия Ставрополья Исмаил Тамбиев считает, что воспитать интернационалистов принуждением нельзя. Только просвещение и личный пример могут дать плоды. Как констатировали участники конференции, нужно учитывать, что идентичность подрастающего поколения, в том числе и гражданская, формируется под влиянием в первую очередь Интернета. «В одной из соцсетей молодые люди создали группу – Организацию независимых государств (ОНГ), - сообщила профессор Ирина Жилавская. – В ней состоят 500 человек. У ОНГ есть виртуальные органы власти и даже свой трибунал. Мы живём в эпоху серьёзного цивилизационного перехода. Письменная культура уступает место культуре визуализации. Это значит, что изложенное в учебниках нужно научиться преподносить ребятам в виде картинок, слайдов, клипов». Внимание – учебникам Доктор исторических наук, профессор Андрей Соколов полагает, что нужно тщательно подходить к составлению школьных учебников. «В учебниках истории, которые в последние годы изданы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), удалось уйти от так называемого этноцида, то есть унижения той или иной нации, - поясняет Соколов. – А ведь ещё 15 лет назад этот предмет преподавали по пособиям, в которых этноцид пропагандировался». Директор ставропольского филиала Наталья Сотникова поделилась опытом формирования общероссийской идентичности на примере своего вуза. «В СКФО проживают представители более 100 национальностей. Народы Кавказа стремятся сохранять свою национальную идентичность, а только во вторую очередь считают себя россиянами, - сообщила Наталья Николаевна. – Но в последние годы в идентификационных моделях произошли некоторые сдвиги к лучшему. Большую, чем раньше, значимость для жителей СКФО приобрели символы государства: флаг, герб и гимн. Полагаю, учебные программы по формированию общероссийской идентичности у школьников и студентов должны быть включены в ФГОС».

Научить уважать соседа. Как сформировать гражданскую идентичность?
© АиФ Ставрополье