Войти в почту

Как менялись самолеты ОКБ имени Александра Яковлева

В 1934 г. на Парижской авиационной выставке, в которой СССР впервые принял участие, был показан спортивный самолет АИР-9 конструкции Яковлева. На базе этой удачной машины был создан массовый (выпущено 7322 самолета!) учебный самолет УТ-2, который поступил в летные школы ВВС и аэроклубы. Новая "летающая парта" и ее одноместный вариант УТ-1 облегчили начинающим летчикам переход от фанерно-полотняных У-2 к скоростным истребителям 1930-1940-х годов. Опыт проектирования учебных самолетов позволил "яковлевскому" КБ разработать семейство боевых "Яков", которые стали самыми массовыми советскими истребителями Великой Отечественной войны. В послевоенные годы КБ вновь вернулось к разработке учебной авиатехники. Большой серией выпускались учебно-тренировочные истребители Як-11, которые позволяли обучать не только пилотированию, но и применению оружия. А на смену УТ-2 был разработан Як-18 - родоначальник огромного семейства учебных самолетов, которые дали путевку в небо десяткам тысяч пилотов в нашей стране и за рубежом. Серийное производство Як-18 завершилось в 2002 г. после выпуска в России и КНР 8434 самолетов. В 1974 г. на базе спортивного Як-50 был создан учебно-тренировочный самолет Як-52, ставший основной машиной для подготовки летчиков в аэроклубах. "Пятьдесят второй" летает сегодня и в России, и за рубежом. Более того, на этих самолетах регулярно проводится чемпионат мира, собирающий гостей из самых разных стран. В конце 1950-х годов яковлевцы спроектировали первый специализированный учебный реактивный самолет Як-30. Он показал наилучшие летные данные в конкурсе стран Варшавского договора, однако по политическим соображениям в серию был запущен чехословацкий L-29. Огромный опыт в разработке учебной авиатехники позволил "ОКБ им. А.С.Яковлева" в 1990-х годах разработать Як-130 - машину нового поколения. Он стал первым в мире учебным самолетом, который в полной мере обеспечивает подготовку летчиков сверхманевренных истребителей поколений "4+" и "5". Более того, Як-130 задал стандарт учебного реактивного самолета нового поколения, которому следует ряд разработчиков авиатехники за рубежом. Следует отметить, что Як-130 - это не просто учебный, а учебно-боевой самолет. Он позволяет отработать навыки применения современного высокоточного оружия, которое несут истребители, однако его летный час в несколько раз дешевле. Бортовой комплекс позволяет имитировать различные режимы боевого применения. Летчики отрабатывают технику ведения воздушного боя, учатся "общаться" с другими самолетами и командным пунктом, применять средства радиоэлектронной борьбы. Сегодня в учебных центрах ВКС РФ эксплуатируется свыше 80 самолетов Як-130 При этом цифровая репрограммируемая система управления Як-130 позволяет изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа боевого самолета, к полетам на котором готовятся курсанты. Иными словами, Як-130 - это большой летающий компьютер. Если задать одну программу, то самолет будет имитировать полет тяжелого истребителя Су-30, а выберешь другой режим - и самолет полетит как легкий МиГ-29. Эти достоинства Як-130 сделали его основным самолетом основной и повышенной подготовки ВВС России и Республики Беларусь и других стран. Сегодня в учебных центрах ВКС РФ эксплуатируется свыше 80 самолетов Як-130, и их число постоянно растет. Вооружение Як-130 можно использовать не только в учебном режиме. Для ведения боевых действий у самолета имеется внушительный арсенал: управляемые ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", авиабомбы и пушка - всего до 3 тонн боевой нагрузки, которую можно разместить на девяти узлах подвески. Корпорация "Иркут" в инициативном порядке наращивает боевые возможности самолета. На авиасалоне МАКС-2017 был представлен Як-130, модернизированный для установки лазерного дальномера. Это позволит расширить режимы боевого применения и увеличить точность огня. Высокие боевые возможности Як-130 - одна из причин, по которой самолет пользуется спросом на мировом рынке. Не оставляет знаменитое ОКБ и тему легких учебных машин. Проходит испытания самолет первоначальной подготовки Як-152. В сочетании с Як-130, комплексом компьютерных учебных классов и тренажеров он позволит выполнять всю программу подготовки летчиков: от теоретического обучения до применения оружия. Як-130 стал не только первым в нашей стране учебным самолетом с цифровой системой управления и компьютерным прицельно-навигационным комплексом. До Як-130 в нашей стране не было самолета, вся конструкторская документация которого переведена в цифровую форму. Компьютерная революция в КБ и на заводе "Иркута" стала реальностью именно в ходе выполнения программы Як-130. В значительной степени сегодняшнее развитие самолета МС-21 базируется на опыте, накопленном в ходе организации производства "сто тридцатого".

Как менялись самолеты ОКБ имени Александра Яковлева
© Российская Газета