Ещё

В Экс-ан-Провансе покажут оперу «Кармен» в постановке Дмитрия Чернякова 

В Экс-ан-Провансе покажут оперу «Кармен» в постановке Дмитрия Чернякова
Фото: ТАСС
ПАРИЖ, 4 июля. /Корр. ТАСС , /. В Экс-ан-Провансе в 69-й раз открывается Международный оперный фестиваль. Одной из долгожданных премьер станет опера «Кармен» в прочтении известного российского режиссера . О спектакле, который состоится вечером 4 июля на сцене Гран-театр де Прованс, в интервью ТАСС рассказал сам автор постановки.
Летняя оперная столица Европы
Семь лет назад впервые посетив Экс-ан-Прованс, Черняков буквально «пришел, увидел, победил». Тогда он стал первым российским режиссером, которому выпала честь открывать этот престижный музыкальный форум.
"В 2010 году я ставил в Эксе «Дон Жуан» Моцарта, чьи оперы всегда в афише фестиваля. На этот раз, однако, меня попросили предложить свою версию «Кармен», — сказал Черняков. — Вообще, должен сказать, делать такие постановки в городе, который стал летней оперной столицей Европы, — большая честь и радость". «Здесь есть все — и признанные шедевры, и оперные новинки, и симфонические и камерные концерты, и различные мастер-классы. Знаете, это такое масштабное событие в мировой музыкальной жизни, быть участником которого всегда очень интересно, но и ответственно».
Впервые на оперной сцене «Кармен» была поставлена 1875 году. Произведение Бизе стало оперой, наиболее часто исполняемой в мире. В этом сезоне премьеры новых постановок прошли в Венеции, Ницце, Осло, Хельсинки, Чикаго и дважды — в Париже. Во французской столице оперу показали 25 раз. Ее поставил на сцене театра «Опера Бастилия» испанский маэстро Каликсто Биейто. Одновременно спектакль шел на Елисейских полях.
Культовый статус у «Кармен» не только на оперной сцене, но и в кино, где за ее экранизацию брались Сесил Демилль и . Свое видение шедевра Бизе предлагали такие великие хореографы, как Ролан Пети и , а также мэтры драматического театра, в числе которых — Питер Брук.
В час перед премьерой
Организаторы фестиваля отмечают, что в прочтении Чернякова «Кармен» принесет зрителям много сюрпризов. По словам самого режиссера, он хотел представить несколько иное прочтение этой истории. «Кармен» во Франции — это как "" в России, — считает Черняков. — Браться за то, что в национальном репертуаре находится на вершине и, казалось бы, известно каждому — это не так просто. Тем более зрителям предстоит увидеть эту историю в другом ракурсе, посмотреть на нее несколько шире".
В глазах Чернякова «Кармен» — это многогранная история, в которой очень многое относится к современникам. «Постановка обращена к современникам, которые эмоционально закрыты, предпочитают избегать неконтролируемых страстей. „Кармен“ может вернуть их в мир настоящих эмоций, стать для них своего рода терапией», — считает маэстро.
По приглашению маэстро
Черняков собрал большую международную команду музыкантов. За дирижерским пультом будет испанец , под управлением которого выступит Парижский симфонический оркестр. Уникальную работу проделали отечественные художники по свету и костюмам — и .
Заглавную партию исполнит французская оперная звезда (меццо-сопрано) Стефани д'Устрак, правнучатая племянница композитора Франсиса Пуленка. В образе Дона Хозе выступит американский тенор .
Партия Микаэлы закреплена за франко-датской исполнительницей Эльзой Дрейзиг, а роль Эскамильо — за баритоном из США Майклом Тоддом Симпсоном.
"Так вышло, что российские солисты в этом спектакле не задействованы. Но это, скорее, исключение, потому что сегодня наши певцы поют везде, — отметил Черняков. — Вы посмотрите, ни одной постановки не обходится без участия наших солистов. Конечно, очень приятно, что российские солисты настолько востребованы на зарубежных сценах".
На волне триумфа
В Экс-ан-Прованс приедут много парижан, которые оценили спектакль Чернякова «Снегурочка» на сцене столичной оперы. «Для меня было очень важно поставить произведение Римского-Корсакова, потому что, к сожалению, этот композитор пока не входит в Европе в плеяду великих оперных имен, как, например, Чайковский и Мусоргский, — отметил режиссер. — Поставив „Снегурочку“ здесь, во Франции, мы, возможно, заложили основу для новой театральной биографии Римского-Корсакова в Европе. Я мечтаю о том, чтобы этот замечательный композитор обрел достойное его таланта признание».
Черняков напомнил, что в последний раз «Снегурочку» ставили в Париже в 1908 году. «Эта театральная постановка, в которой были заняты исключительно французские исполнители, до сих пор оставалась единственной. Потом, насколько я помню, в 50-х годах оперу записывали на Radio France, сейчас есть компакт-диск со студийной записью на французском языке с международным составом. Больше о судьбе „Снегурочки“ во Франции ничего не было неизвестно, — рассказал Черняков. — И вот спустя 109 лет — еще одна постановка, которая, надеюсь, наконец-то открыла для иностранной публики все обаяние творчества Римского-Корсакова».
"Кстати говоря, «Снегурочка» стала третьей оперой Римского-Корсакова, которую мне довелось представить на Западе, — рассказал режиссер. — Пять лет назад я поставил «Сказание о граде Китиже» в Амстердаме и Барселоне, а три года назад — «Царскую невесту» в Берлине и Милане. И вот сейчас «Снегурочка» в Париже. Это три выдающихся произведения Римского-Корсакова, которые удалось внедрить в европейский репертуар".
Перекресток культур
Черняков отметил, что с французской оперой его связывают давние дружеские узы. «С театром „Опера Бастилии“ у нас длительная история сотрудничества. Первый спектакль „Макбет“ Верди я делал тут еще в 2009 году. Года через два мы планируем приступить к одному проекту — это огромная французская опера, может быть самая большая, которая существует. Но пока это не объявлено, поэтому я не имею права раскрывать детали», — сказал режиссер.
По его словам, в следующем году в Опере Бастилии собираются поставить "". «Вообще мне очень нравится, что эта линия русских опер разрабатывается здесь», — сказал Черняков. Опера Бастилии — по-настоящему международный дом. Это перекресток культур. Я очень рад, что каждый сезон парижская опера обращается к русской музыке. Это уже стало традицией", — добавил он.
Союз оперы и кино
Сейчас в мире несколько подзабыли искусство экранизации оперы, хотя этот жанр довольно любопытен, продолжил режиссер. «Вы наверняка помните знаменитый фильм „Травиата“, который даже в 1985 году шел во всех кинотеатрах как обычный прокатный фильм с русскими субтитрами. И ведь на него ходила публика, смотрела его и сопереживала. Вот что-то такое можно было бы попробовать сделать, но, конечно, уже с учетом прошедших 30 лет и новых технологий. Я бы наверное за это взялся. Это интересно», — признался Черняков.
Секрет мастера
"Я работаю в Германии, Швейцарии, Англии, Голландии, но много провожу времени и во Франции, где много дружественных театров, единомышленников. Ведь здесь опера даже популярнее балета", — подчеркнул Черняков.
По словам маэстро, у него есть проект, о котором он пока не хотел бы говорить. «Мы обсуждаем одну крупную постановку, но официально она пока не объявлена», — заметил Черняков. «Вся афиша сезона еще не озвучена. К тому же у театральных людей очень много суеверий, поэтому пусть пока это останется между нами», — заключил он.
Пользователи Сети утверждают, что нашли в соли стекло
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео