Войти в почту

О поборах в школах без политики. Часть 3

Фото с ресурса gbw.vorarlberg.gruene.at Тема борьбы с поборами в школах часто используется в популистских политических целях. В предыдущих своих публикациях на данную тему: «Поборы в школах: мифы и реальность» и «О поборах в школах без популизма. Часть 2» я пытался обосновать мысль о том, что на самом деле нет никаких поборов, а есть недееспособные родительские комитеты. А ещё существуют инфантильные мастера сотрясения воздуха, вроде бывшего члена общешкольного родительского комитета (ОРК) нашей школы № 2 Алексея Ефремова (ныне успешно проваливающего возглавляющего работу штаба Навального во Владимире), которые только шумят «нет поборам!», но палец о палец не ударят, чтобы создать систему, исключающую саму их возможность. В предыдущих публикациях, напомню речь шла о первых трёх шагах по наведению порядка в работе с пожертвованиями родителей: 1) ОРК берёт эту работу в свои руки, 2) за километр не подпускает с родительским деньгам администрацию школы и 3) начинает элементарно считать деньги – собирать ровно столько, сколько нужно, а не на глазок, с большим запасом, как это у нас в школе было раньше при прежнем директоре и при «бунтаре» Ефремове в ОРК. Дальше предстоит сделать два самых важных шага: 4) разработать и ввести в действие законный и осмысленный порядок сбора добровольных пожертвований родителей и 5) создать прозрачную систему отчётности сбора и расходования родительских денег. Родительский комитет как ячейка гражданского общества Но прежде нам, родителям учащихся, надо определиться принципиально с тем, участвуем ли мы своими средствами в создании нормальных условий для пребывания наших детей в стенах школы. Может быть, правы «нетпоборовцы» в том, что раз у нас образование бесплатное и школы муниципальные, то ни копейки собирать не надо? Мы у себя в классе, да и школе в целом, во всяком случае, большинство родителей, пришли к совершенно осознанному пониманию того, что мы хотим для наших детей лучших условий, нежели те, которые город и государство в состоянии им обеспечить. Приведу простой пример. У нас в классе был пол – в общем-то нормальный пол, не аварийный, не ветхий. И мы понимали, что ещё лет 10-20 линолеум в классе никто менять не будет. Но у себя дома такой линолеум 25 из 28 семей держать бы не стали. Так вот, мы хотим, чтобы наши дети и в школе, где они проводят времени столько же, сколько и дома, находились бы в комфортных условиях. Потому что только так у детей правильно формируется личность. А если дома евроремонт, а в школе – убожество, то это формирует неправильную систему ценностей. И мы на классном родительском собрании приняли осознанное решение – заменить линолеум в классе. Это встало нам в 40 тысяч. Сложились 25 семей. Мы прекрасно понимаем, что три семьи не смогут сделать взнос. Разумеется, их никто не то что не заставлял, но и словом не попрекнул, так как мы знаем их положение, и мы осознанно заплатили за них. Разумеется, и символические подарки на Новый год, на 23 февраля и 8 марта мы покупаем для всего класса, независимо от того, все родители сдали деньги или не все. Ну как кого-то из детей оставить без подарка? Это немыслимо. В классе всё это решать проще, потому что мы знаем каждую семью и её возможности. В масштабах школы решения принимать сложнее. Здесь нужен порядок, необходимо письменное положение. И мы по моей инициативе разработали его. Ниже я приведу этот документ, но прежде скажу самые важные, как я считаю в данном контексте, слова. Сама постановка вопроса «нет поборам», на мой взгляд, деструктивна и является пережитком «совка», когда была исключена любая гражданская инициатива, когда всего ждали от государства. Инициативный, самоорганизующийся, ответственный родительский комитет – это ни больше, ни меньше – ячейка гражданского общества. Мы создали её у нас в классе, создали и в школе. А когда этому «взрослению» стал мешать теперь уже бывший директор, мы добились его замены. Вдумайтесь: ну какие поборы с таким родительским комитетом?! Положение о сборе родительских пожертвований Итак, 7-я глава нашего Положения об общешкольном родительском комитете (ОРК) гласит: 7. Порядок принятия решений, связанных со сбором добровольных пожертвований родителей, составления сметы, выбора подрядчика, контроля за выполнением работ и финансовой отчётностью 7.1. Правом инициирования сбора денег на общешкольные нужды обладает любой из классных родительских комитетов. Инициаторы формируют инициативную группу. 7.2. Инициатива о сборе денег на общешкольные нужды оформляется решением классного родительского комитета, которое направляется председателю ОРК. Инициатива должна быть аргументирована. К пояснительной записке должна прилагаться предварительная смета. 7.3. Председатель ОРК в 10-дневный срок после получения инициативы о сборе денег на общешкольные нужды через секретаря ОРК рассылает пакет документов председателям классных родительских комитетов. 7.4. Председатели классных родительских комитетов в течение месяца после получения пакета документов к инициативе о сборе денег на общешкольные нужды выносят данную инициативу на обсуждение классных родительских собраний. 7.5. Председатель ОРК должен проинформировать инициативную группу о датах и времени проведения классных родительских собраний. Членам инициативной группы должна быть предоставлена возможность выступить на классных родительских собраниях. 7.6. Решения о поддержке инициативы о сборе денег на общешкольные нужды принимаются классными родительскими собраниями. 7.7. Затем инициатива о сборе денег на общешкольные нужды рассматривается на заседании ОРК. В зависимости от количества поддержавших инициативу классов ей присваивается статус общешкольной либо локальной. 7.8. В случае если инициатива становится общешкольной, на заседании ОРК формируется рабочая группа, в которую могут войти все желающие члены ОРК. В рабочую группу в обязательном порядке входит казначей ОРК. 7.9. Рабочая группа по реализации общешкольной инициативы о сборе денег на общешкольные нужды: 7.9.1 формирует смету; 7.9.2 определяет подрядчика выполнения работ и/или поставки товара; 7.9.3 заключает договор с подрядчиком от имени родителей, сделавших пожертвования денег на общешкольные нужды; 7.9.4 контролирует ход выполнения работ/поставки товара; 7.9.5 принимает результаты работ/поставки товара; 7.9.6 рассматривает финансовый отчёт казначея ОРК о сборе и расходовании денег на реализацию данной инициативы. 7.10. В случае если инициатива становится общешкольной, сбор добровольных пожертвований родителей учащихся осуществляет казначей ОРК через казначеев классных родительских комитетов. 7.11. В случае если инициатива признаётся локальной, формированием рабочей группы, избранием казначея из своих рядов и выполнением всех этапов реализации инициативы занимается инициативная группа. ОРК обязан оказывать всемерное содействие инициативной и рабочей группам по реализации локального проекта, реализуемого в общешкольных интересах. 7.12. Деньги могут собираться с родителей учащихся только на конкретную цель. Запрещается использование денежных средств на цель, отличную от той, на которую они собираются. В случае возникновения остатков денег они должны быть возвращены собственникам – родителям учащихся – через казначеев классных родительских комитетов. Иное использование остатков денежных средств возможно только по решению классных родительских собраний. Учёт и контроль Наконец, заключительный шаг к наведению порядка в работе с родительскими пожертвованиями – это создание системы прозрачной отчётности. В классе, опять-таки, это сделать просто. В масштабах школы – намного сложнее. До моего избрания казначеем ОРК у нас в школе не было нормальной отчётности о сборе и расходовании родительских денег на общешкольные нужды. Если нам даже сообщалось, сколько денег собрано и сколько потрачено, это ни о чём не говорило. Потому как в каждом классе знают лишь ту сумму, которую сдал их класс. Общую сумму проверить невозможно, не сделав встречную проверку с каждым классом. А кто ж это будет делать? Я решил эту задачу просто: создал экселевскую таблицу с данными по всем классам, которую ежеквартально рассылал по всем классам электронной почтой. Казначей каждого класса мог проверить свою сумму и пересчитать общий итог. По итогам расходования денег я точно так же рассылал по классам сканы отчётных документов. Рассылка по классам принципиально изменила ситуацию. Ведь получив отчёт на заседании ОРК, практически невозможно на ходу проверить его и утвердить с голоса. По итогам года работы казначеем ОРК я разработал положение о финансовой отчётности, которое стало 8-й главой нашего Положения об ОРК: 8. Финансовый отчёт казначея ОРК 8.1. Казначей ОРК отчитывается за сданные родителями учащихся денежные средства перед председателями и казначеями классных родительских комитетов. 8.2. Финансовый отчёт казначея ОРК предоставляется в каждый класс в документальном виде путём рассылки по электронной почте и, по требованию, – на бумажном носителе. 8.3. По каждому целевому сбору денег составляется отдельный отчёт. 8.4. В финансовом отчёте казначея ОРК должна содержаться информация о суммах собранных денежных средств с детализацией по каждому классу, а также подтверждённые документами сведения о совершённых расходах. 8.5. Отчёт о денежных средствах, собранных на охрану учащихся, должен предоставляться в классы ежеквартально – в декабре, марте и июне, а итоговый – в сентябре. Отчёт о денежных средствах, собранных на иные конкретные цели, предоставляется в классы по окончанию выполнения работ/поставки товара; по мере необходимости и по требованию классных родительских комитетов предоставляются промежуточные отчёты. Важный момент: когда существует прозрачная отчётность и все родители учащихся понимают, как и на что тратятся их пожертвования, когда есть уверенность, что ни копейки не может быть украдено, тогда и собирать деньги намного проще. Сопротивление так называемым «поборам» возникает во многом из-за отсутствия прозрачной отчётности и основано на зачастую обоснованных подозрениях в расхищении пожертвований. Так может, если бы и в государстве был такой же чёткий порядок, такая же прозрачность, то и коррупции бы не было? А?

О поборах в школах без политики. Часть 3
© ТВ-МИГ