Войти в почту

Григорий Гладков воспел таблицу Менделеева

Песни для детей, написанные советским и российским композитором Григорием Гладковым, распевают герои мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему веленью» и многих других. Он, креативный человек, придумал положить на музыку таблицу умножения и Периодическую систему Менделеева, за что получил Премию правительства России в области культуры. — Григорий Васильевич, у каждого из нас есть свои любимые уголки в Москве. А у вас? — У меня — Тверской бульвар, район Театра Пушкина и МХАТа. Это изумительное место, я люблю здесь бывать, особенно зимой, когда валит мягкий снежок. Еще очень люблю Суворовскую площадь. Когда там еду на машине, то буквально кожей чувствую положительную энергетику этого места. В одних районах Москвы приятно бывать, а в других нет. По этому принципу я выбирал район, где буду жить, когда перебирался в Москву. Начал ездить из конца в конец города на машине, пытаясь прочувствовать его ауру. Москва поделилась для меня на зоны. В итоге определился: купил квартиру в доме без лифта, с толстыми стенами и потолками в три метра высотой. Но главное — деревья вокруг были выше дома. Я очень люблю север Москвы, где сегодня живу, и даже написал об этом песню. У меня есть ощущение, что, переезжая мост в районе «Войковской», я попадаю в какую-то особую зону, как в «Сталкере». Мне это нравится. Я живу на Ленинградском шоссе, по иронии судьбы на той же улице, с которой уехал из Ленинграда в 1986 году. Там я жил на Московском проспекте, и если его продлить, то это и будет улица, которая идет от Адмиралтейства до Кремля. — Я слышала, что вы даже написали песню про Северный округ столицы? — Да. Когда глава округа Войковский попросил меня написать ее, то я пригласил в соавторы поэта Александра Берестова, мы взяли карту и проехали весь округ на машине. В итоге родилась песня и припев: «Мы — московские северяне, тонет в зелени округ наш и бежит мимо стройных зданий с Красной площади в Эрмитаж». — А как случилось, что вы стали почетным жителем сразу двух американских городов? — А это меня пригласил известный американский музыкант Джон Маккатчен выступить с ним в концертах: он, обладатель двух «Грэмми», пел в Америке мои песни для детей… Там считают, что если упустить хотя бы одно поколение детей, то можно страну взорвать хуже ядерной бомбы. Я с этим согласен. За то, что я в своей стране сочиняю песни для детей, являюсь автором «family-песен», американцы и сделали меня почетным жителем сразу двух городов своей страны. — Вы работали с легендарными артистами — Филатовым, Фарадой, с Эдуардом Успенским делали первый свой фильм «Пластилиновая ворона» и создавали цикл «Песни городских окраин». — Веселое было время. В цикле передач «В нашу гавань заходили корабли» мы собрали невероятный пласт нашей культуры — песни, никогда не звучавшие по радио и телевидению, и вместе с тем, которые были душой народа. Первые из них записывались в моей старой квартире. Я все удивлялся: «Почему мы записываемся у меня? (Я жил тогда в старом сталинском доме.) У меня в доме и домофона нет, и в подъезде плохо пахнет, а на запись ходят такие большие актеры — Зиновий Гердт, Ирина Муравьева, Владимир Меньшов, Юрий Чернов, Наталья Варлей?» Успенский неизменно отвечал: «Мы начинаем новое дело и должны чувствовать себя, как подпольщики». — Как же вам пришло в голову положить на музыку таблицу умножения? — Положил на музыку таблицу умножения сначала как хохму. Узнал, что нынешним детям крайне трудно что-то выучить: зрительная память у них потеряна, так как они много смотрят телевизор. А ушами у нас не учат. Мы вырвали из тетради таблицу умножения и спели ее в девяти стилях: рок-н-ролл, колыбельная, вальс, блюз, кантри и так далее. Чтобы под нее можно было засыпать, просыпаться, танцевать, собирать портфель. И тогда я решил положить на музыку другие предметы — это можно очень интересно сделать в стиле «пластилиновой вороны». Например, таблицу Менделеева. Потому что востребованная музыка у молодежи называется «кислотная». Она необыкновенно тупая. Это такие течения, как «хип-хоп», «хаус», «рэп», «техно» . Но и маразм можно направить в позитивное русло — например, под него хорошо петь таблицу Менделеева. «Кальций, цезий, ашдва-О…» — отлично звучит в стиле рэп. — А над чем сегодня работаете? — Сделал несколько мюзиклов. Один из них — «Белая сказка» — еще и записали в аудиоварианте с Александром Калягиным. Сан Саныч Калягин рожден для детского мюзикла! Ему, конечно, надо сказки читать. Написал музыку к нескольким мультфильмам, в том числе к «Хомо и сусликам» в стили кантри. Я ведь еще и основатель первой кантри-группы «Кукуруза», которая в свое время номинировалась даже на «Грэмми», и основатель кантри-клуба. СПРАВКА Григорий Васильевич Гладков родился 18 июля 1953 года в Хабаровске. Заслуженный деятель искусств России, вошел в Книгу рекордов Гиннесса России как автор самого большого числа выпущенных альбомов с песнями для детей.

Григорий Гладков воспел таблицу Менделеева
© Вечерняя Москва