Далее:

Доктор педагогики: шоу с участием детей наносят им непоправимый вред

Доктор педагогики: шоу с участием детей наносят им непоправимый вред
Фото:
1 июня весь мир будет традиционно отмечать День защиты детей. О проблемах, связанных с воспитанием и защитой подрастающего поколения, мы побеседовали с доктором педагогических наук, историком Августом Белкиным.
«Тихий Гондурас»
Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Август Соломонович, от чего сегодня необходимо защищать детей?
Август Белкин: Думаю, что вопрос нужно ставить не о защите детей как таковых, а о защите детства. Это несколько иная, гораздо более важная и ёмкая категория. В правовом, медицинском, социальном плане дети у нас худо-бедно защищены. Во всяком случае, работа в этом направлении в стране ведётся. Соответствующие службы интересуются, в каких условиях ребёнок растёт, кто его воспитывает, как его кормят, наказывают. За нарушения предусмотрены санкции, вплоть до изоляции от семьи. Но когда речь идёт о педагогической и психологической защите детей, тут у нас, извините за выражение, «тихий Гондурас».
Простой пример: когда я смотрю по ТВ конкурсы, в которых выступают наши дети, мне искренне жаль ребятишек, получающих звания «Ты лучший». Люди, которые занимаются организацией таких шоу, не соображают в педагогике ничего! Сказать десятилетнему ребёнку, что он лучше всех, — это обречь его в будущем на сильнейшие страдания. Ну хорошо, сегодня он «самый-самый» — выдающийся, уникальный, талантливый. И с этим сознанием он выходит в большую жизнь. Но если в дальнейшем он не получит такого признания, ничего не добьётся, у него возникнет жесточайший комплекс неполноценности. Сколько трагедий у него возникнет на этой почве — никто не задумывается. Телевизионщикам важны рейтинги, внимание зрителей. Что потом будет с ребёнком — им всё равно.
— Бытует мнение, что в СССР дети были защищены лучше, чем сейчас?
— Да, и не только в идеологическом плане. Проблема в том, что количество опасностей, грозящих детям, в последние два десятилетия возросло в разы. На них хлынул мощнейший информационный поток, неконтролируемый и почти неуправляемый. Главная функция родителей, педагогов, психологов состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка духовно-нравственный иммунитет. Потому что один смотрит фильм про бандитов и мечтает им стать. А другой подсознательно понимает, что подобные мечты ни к чему хорошему не приведут. У него сформировался иммунитет против негативных влияний. А главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит семье!
Никому не нужно?
— То есть всё решают родители?
— Наши дети — это мы. Всё искусство семейного воспитания состоит в том, чтобы не навязывать детям свои принципы, а сделать так, чтобы они сами приняли их. А для этого нужно самому им соответствовать! Второй момент: 78% несовершеннолетних правонарушителей и детей с отклонениями — это дети, которые испытали состояние изоляции, дискомфорта, одиночества. Они были лишены самого важного в жизни — полноценного общения с матерью. Американский учёный Джеймс Добсон доказал: если ребёнка в возрасте до 6 месяцев отлучить от мамы, у него к трём годам будут отклонения от психики. А если его отлучить до 1 года — в подростковом возрасте появится тенденция к самоубийству. Общение с родителями — это непременное условие счастливого детства. Оно и формирует состояние защищённости, особенно — в дошкольном возрасте. В школе дети учатся не для отличных оценок, а чтобы получить одобрение старших. Подросток сто раз согласится с вами, что он лоботряс, тунеядец. Но попробуйте ему сказать, что он тупой! Он никогда вам этого не простит…
— Боюсь, что все эти педагогические тонкости многим родителям недоступны…
— К сожалению, это так. Когда-то, в 80-е, я был ведущим программы «Педсовет». В течение часа мы говорили о семейном воспитании. Выступали учителя, учёные и писатели. Программа вызывала огромный интерес, была масса откликов, писем. Я ездил по всей области с лекциями «Искусство воспитания», в школе мы устраивали вечерние кафе для родителей. Сегодня это никому не нужно…
И ещё: в своё время у нас был единый взгляд на историю нашего народа, нашей страны. Все знали, что Александр Невский — национальный герой, Иван Грозный — создатель централизованного государства, хотя в какой-то мере и злодей. И так далее. А сейчас всё пытаются перекроить заново, впадая в очередную крайность. Мы либо поливаем прошлое чёрной краской, либо возносим до небес. Но взгляды ребёнка должны получить определённую трактовку. Хуже нет, когда у детей нет единой позиции в отношении своего Отечества. Из них вырастают Иваны, не помнящие родства.
Из хулигана — в министры
— У вас были случаи, когда из отпетого двоечника и хулигана вырастал выдающийся, полезный для общества человек?
— Конечно! Например, был среди моих учеников весьма трудновоспитуемый хулиган и разгильдяй Валера Нестеров. В дальнейшем он стал министром образования Свердловской области, которого до сих пор многие вспоминают с ностальгией. Двоечники, нарушители дисциплины, шпана становились начальниками цехов, директорами заводов, дикторами на радио и телевидении, журналистами, артистами. Упаси Бог, я вовсе не хочу сказать, что все отличники — «барахло». Однако им труднее в реальной, взрослой жизни.
Помню, будучи директором школы, я с удовольствием вручал выпускникам золотые медали. Но вот в чём проблема: в дальнейшем из медалистов далеко не всегда получались выдающиеся люди. Наоборот! Ребята, которые учились на тройки-четвёрки, зачастую достигали в жизни гораздо большего. Они умели находить способы коммуникации с окружающим миром, нестандартно выходили из сложных ситуаций, были способны пойти на компромисс. А медалисты, зная, что нужно делать «только так, а не иначе», оставались, что называется, на обочине жизни.
— Сегодня государство, общественность пытаются найти альтернативу пионерской организации…
— Я категорически ратую за возобновление деятельности тимуровских отрядов! В них дети получали настоящее воспитание — духовное, нравственное, патриотическое. Помню 22 июня 1941 года. Мне было 10 лет. В тот день все побежали на площадь, где чёрный репродуктор объявил о начале войны. Толпы взволнованных людей на улицах, огромные очереди в магазинах.. А в октябре я пошёл в райисполком и предложил организовать тимуровский отряд Октябрьского района. Меня назначили командиром. Мы обходили дома горожан, стучались и спрашивали: «Нет ли у вас чего-нибудь для бойцов Красной Армии?». И нам обязательно что-нибудь выносили. Шоколадки, конфеты, книги… Время было тяжёлое, но никто из ребят ни одной конфеты не съел! Мы шли в госпиталь, в палату тяжелораненых, и там выступали — пели, танцевали, а потом раздавали подарки. Думаю, что такие тимуровские отряды сформировали всё наше поколение.
Словом и делом
— А политика и дети — явления совместимые?
— Уверен, что несовершеннолетних нельзя привлекать к политическим акциям, потому что всё происходящее они могут воспринимать не вполне адекватно. Конечно, какие-либо запреты здесь бесполезны, в определённом возрасте детям нужна «движуха», протест. И всё же их необходимо отвлекать от всего этого, предлагать какую-то альтернативу. Необходимы защитные барьеры: спорт, учёба, наука, увлечения. Хуже нет, когда взрослые манипулируют детьми в каких-то своих корыстных целях и интересах. Недавно в Амурской области два школьника, якобы из своих политических убеждений, разрушили памятник Ленину. Более чем уверен, что инициатива принадлежала не им, а вполне конкретным политическим силам.
— Сегодня много говорят о так называемых группах смерти, которые в Интернете склоняют детей к суициду. Насколько велика опасность?
— Не думаю, что эта беда носит массовый характер, но её опасность вполне реальна. Такие сообщества враждебны цивилизованному обществу, их создатели должны быть сурово наказаны. На самом деле на самоубийство детей толкает одиночество, изоляция, социальные проблемы, а вовсе не Интернет. Но когда ребёнок не видит впереди никаких перспектив и на его психологическое состояние ложится подобная пропаганда, беды не миновать. И мы снова сталкиваемся с проблемой отсутствия у подростков необходимого иммунитета!
— Что бы вы посоветовали родителям накануне Дня защиты детей?
— Любите не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. Влияйте на него не только словом, но, в первую очередь, собственным примером. И всегда помните: мы отвечаем за наших детей и защищаем их не только сейчас и сегодня. Мы в ответе за всю их дальнейшую жизнь и судьбу.
Оставить комментарий