Войти в почту

О поборах в школах без популизма. Часть II

Иллюстрация: коллаж. zvezdy-obrazovaniya.ru kazanfirst.ru Для тех, кто пропустил первую часть этих заметок о реальном опыте искоренения системы поборов в конкретно взятой школе, напомню кратко её суть. Сильный родительский комитет невозможно к чему-то принудить На самом деле нет никаких поборов в школах, а есть несостоятельность общешкольных родительских комитетов (ОРК) при пустомельстве отдельных их членов, кричащих «Нет поборам!», но ничего не делающих, чтобы изменить положение дел – таким у нас в ОРК был Алексей Ефремов, ныне возглавляющий штаб Навального во Владимире. Иными словами, администрация школы может принудительно собирать деньги с родителей учащихся лишь там, где они ей это позволяют, сидя перед директором, как бандерлоги перед удавом Каа. Вместе с тем вывод о недопустимости любых пожертвований родителей в пользу школы, где учатся их дети, также глубоко порочен. Лозунг «Нет поборам!» деструктивен и является голым популизмом. Требовать всего от школы, муниципалитета, государства и при этом ничего не делать самим для благополучия и безопасности своих детей в школе – это и есть тот самый «совок», о котором так презрительно говорят кричащие «Нет поборам!», «Долой!» и прочие «майданные» лозунги. Они, на словах ратующие за развитие гражданского общества, сами травят его зародыши и хотят отбросить нас на 40 лет назад. Ибо осмысленное, самоорганизованное, без нажима администрации школы участие родителей (собственными ли руками или деньгами) в улучшении условий обучения их детей – это и есть гражданское общество. Я горд тем, что в нашей школе, № 2 г. Владимира, ОРК буквально за один учебный год проделал путь становления гражданского общества в миниатюре. Путь от полной зависимости от директора (теперь уже бывшего – не без нашего участия) до умения достигать консенсуса и принимать обсуждённые в классах решения, а также обеспечивать прозрачную отчётность в использовании общественных финансов. 5 шагов от системы поборов к самоорганизации родителей Для этого пришлось сделать несколько шагов. О первых трёх было подробно в предыдущей статье. Это: 1) не отказаться от работы председателем или казначеем ОРК, несмотря на всю свою занятость, хотя бы на год, чтобы навести порядок; 2) считать общественные деньги, не допуская их сбора «с запасом», который потом неизвестно куда девается, 3) отстранить от сбора и расходования родительских денег администрацию школы… На этом шаге мы в январе 2016 г. прошли в школе настоящий момент истины, после которого уже невозможно было вернуться назад. Родительский комитет стал гражданским обществом, и в итоге мы добились замены директора, на что ушёл год. Что произошло. Трагедия, ставшая моментом истины В зимние каникулы к нам в школу пришло горе: в ДТП погибли один из учащихся школы и его старшая сестра, выпускница нашей же школы. А их мать в тяжёлом состоянии оказалась в больнице. И мы на экстренном заседании ОРК приняли решение оказать семье погибших детей материальную помощь (в «Нет поборам!», наверное, и этот сбор денег назовут поборами). В решении ОРК было специально оговорено, что пожертвования собирают казначеи классных родительских комитетов и передают казначею ОРК (им тогда был автор этих строк). У себя в классном РК мы решили, для ускорения сбора денег, передать их с детьми. Обычно мы не привлекаем к финансовым делам наших детей-младшеклассников, а передаём деньги казначею на родительском собрании, но в данном случае посчитали это возможным – во-первых, для оперативности, а во-вторых, пусть дети знают, на что идут эти пожертвования. И мы попросили учителя собрать деньги, а потом за ними зайдёт казначей. Казначей РК приходит к учителю, а та говорит, что деньги у неё уже забрала… секретарь директора. Быстро выяснилось, что то же самое произошло и в большинстве других классов. Понимаете, да? Под предлогом чрезвычайной ситуации был включён отлаженный годами административный механизм сбора денег. Ровно так происходило все предыдущие годы с самыми разнообразными сборами родительских средств. Все эти годы, напомню, членом ОРК был нынешний главный владимирский «антикоррупционер» господин Ефремов, который лишь шумел, но никак изменил ситуацию. Я тогда устроил грандиозную разборку. Затребовал у директора школы отчёт о собранных деньгах с детализацией по классам – он готовил мне его аж четыре дня, и я уже начал грозить обращением в полицию. А тем временем я проводил сверку с классными казначеями, вытягивая информацию о том, кто сколько сдал. Наконец, через четыре дня директор отдаёт мне два списка классов с суммами. По одному из них он уже передал деньги бабушке погибших детей, а по другому – деньги оставались в директорском сейфе, поскольку якобы были собраны уже после её визита. У нашего учителя секретарь директора изымала деньги тремя порциями за три дня, кстати, наш класс собрал тогда больше всех в школе. Так вот, бабушке директор передал только первую порцию, а вторая и третья оставались у него в сейфе. Но только он не учёл, что везде есть даты – и в расписке бабушки, и в тетради нашего учителя. Сопоставив их, я увидел, что все три суммы из нашего класса были изъяты ДО прихода бабушки. И такая история не единична… Почему часть денег осталась в сейфе директора? Внятных объяснений не последовало – директор всё свалил на секретаря, это, мол, она продержала деньги у себя. Зная секретаря и царивший в школьном коллективе деспотизм, в это невозможно поверить. Можно, конечно, ещё предположить, что деньги завалялись в углу сейфа. Но мне всё стало ясно уже тогда, и я для себя принял твёрдое решение, что директора надо менять. Много чего я слышал о нём от других родителей и раньше, но для меня моментом истины стала именно история с теми пожертвованиями. Прошёл всего год, и, по мере становления гражданского общества в нашем ОРК, всё большее число его членов пришли к такому же выводу. У нас появились вопросы по поводу аренды спортивного зала и других внебюджетных доходов, ну и ещё кое-что, что тянуло на заявление в Следком… В итоге обращение в управление образования было подписано несколькими членами ОРК, и на приём к его начальнику мы ходили вместе. Была назначена проверка… Теперь у нас новый прекрасный директор, за что большое спасибо от всех родителей Елене Аксёновой. Это я к тому, что, согласно агиткам «Нет поборам!», родительские комитеты будто бы пляшут под дудку директора… Смешно. Шаги 4-й и 5-й: положения о порядке сбора денег и о прозрачной отчётности После первых шагов предстояло самое сделать главное: разработать положение о порядке сбора добровольных родительских пожертвований и о прозрачной отчётности. Всё это сделано, положения разработаны, отчёты делаются, и я готов поделиться нашим ноу-хау со всем миром. Об этом будет в последней, 3-й части заметок. Следите за «ТВ-МИГ».

О поборах в школах без популизма. Часть II
© ТВ-МИГ