Войти в почту

«Он не целовал народ» Теймураз Эсадзе рассказал о творчестве Абрамова

В этом году впервые прошли международные абрамовские чтения. Наш земляк, знаменитый «деревенский писатель» Фёдор Абрамов, до сих пор волнует, его произведения читают, по нему ставят спектакли и снимают кино. «Почему после прочтения книг Абрамова на душе светло? Потому что, какую бы жизнь человек ни проживал, он живёт. Торжество жизни - сквозная тема всего его творчества, - говорит режиссёр и сценарист Теймураз Эсадзе. - Фёдор Александрович жил, занимался любимым делом, и это торжество жизни, этот свет остаётся нам». Мы позвонили Теймуразу в Москву и выяснили, что у него уже готов сценарий документального фильма о Фёдоре Абрамове. О чём на самом деле писал наш знаменитый земляк, увидим ли мы кино и почему мы не гордимся тем, что дала нам наша земля? Как стать человеком? - Когда вы познакомились с творчеством Фёдора Абрамова? - Это было в 70-е годы. Моя мама однажды принесла большой коричневый том, который назывался странно: «Пряслины». Я даже не понимал, что это за слово, а она мне подсунула со словами: «Прочитай». Поскольку я учился в 9 классе, половину, конечно, не понял, хотя моя семья была крестьянская и детство я проводил в деревне. Потом, когда я уже учился в школе-студии МХАТ, увидел постановку Додина «Братья и сёстры». Постановка мне не очень понравилась, несмотря на то, что все охали и ахали. Но я не увидел того, что я ощутил, когда прочитал книжку. У Додина всё свелось к выяснению отношений со Сталиным, противопоставлению народа и власти. Но, с моей точки зрения, ценность этого романа заключается в том, что никакого противопоставления нет. Потому как народ является носителем всего этого. Почему так? Почему народ так сконструировал свою жизнь? Почему это произошло? Вот это и является поводом для разговора. Абрамов вообще очень строго относился к народной философии, для него этот момент был болезненным, он никогда не целовал народ с точки зрения - «народ всегда прав». Ничего подобного, не всегда прав. - Это только нам, в глубинке, кажется, что народ в деревне живёт плохо? - Я большую часть времени провожу в деревне и вижу, как сегодня живут люди. А живут плохо, и не только с финансовой точки зрения, а именно в содержании самой жизни. Это продолжение абрамовской темы, это мы сами в себе не изъяли из своего личного бытия. В нас лень бесконечна, нежелание принимать участие ни в чём - вот эта колхозная составляющая в нас есть. Мы всё время говорим, что колхоз, коллектив - это сильная сторона русского человека, но Абрамов показал прямо противоположное: колхоз - это высшая стадия эгоизма, когда человеку легче всего спрятаться за лесом чужих рук и сделать всё возможное, чтобы лично его никто не трогал. Это как раз тот случай, когда мы просто закрываем глаза на то, что нужно поменять. Мы всё время говорим «мы», вместо того чтобы начать говорить «я». «Я» - не последняя буква в алфавите. Абрамов всё время пытался разобраться: а кто я-то? Самосознание человеческое по-прежнему находится в немножечко диком состоянии. Сценарий готов - Кроме местоимения «я», какие ещё слова-значения нам нужно вернуть, о которых писал Абрамов? - «Труд» и «совесть». Труд в нашей стране на протяжении большого количества лет превратился в наказание. Мы перестали получать удовольствие от того, чем мы занимаемся. Огромное количество людей занимается не тем, чем они хотели бы заниматься, а тем, чем им дают возможность заниматься. Я думаю, что вряд ли многие люди, которые когда-то пришли получать образование, мечтали заниматься тем, чем занимаются сейчас. Это их вина в большой степени, потому что, если ты против этого, не принимай в этом участия. Я не вижу поступков, я не вижу отстаивания своих интересов, ничего этого нет, мы оправдываем себя: «А чего вы хотите? Такая жизнь». При этом забывая о том, что у тебя всегда есть право выбора, ты можешь отказаться. Но в силу того, что человек не в состоянии поступиться своим желудком и перестать думать о том, что если у него нет последней модели айфона, то он не человек, этот момент превалирующий. Фанатов своего дела очень мало, не как раньше. Гражданин ведь ответственен не только за благосостояние своей семьи, но и за то, чем он занимается, а этого сегодня в подавляющем большинстве нет. - О чём будет ваш документальный фильм? - Я написал сценарий 4-серийного документального фильма об очень непростом пути Абрамова к себе самому. У него жизнь не такая ровная, как представляется некоторым людям, и ко многим вещам он пришёл только в самом конце своей жизни, к пониманию того, что есть жизнь, как она устроена? Ему потребовалось на это много лет. Волей-неволей когда-то он принял участие в травле своих учителей, его любимый учитель пострадал и от его неосторожных слов. И дальше этот человек, как герой романа Войнич «Овод», пересматривал свою жизнь именно потому, что когда-то совершил не очень правильный поступок. Тем и отличается большой человек от маленького, что он не тиражирует плохие поступки дальше, не соглашается с ними, а всё-таки начинает идти наперекор всему этому, начинает в себе искать те резервы, которые дают ему возможность стать человеком. У меня задача была в первую очередь влюбить в Абрамова как в человека, а уже потом как в писателя. Он, как фигура абсолютно живая, требует к себе гораздо более пристального внимания, и на его примере можно показать, как это происходит, - никогда ничего не потеряно. Всегда можно какие-то вещи вернуть, и не просто вернуть, а поднять на более высокий уровень. Досье Теймураз Эсадзе. Родился в 1962 году в Тбилиси. Режиссёр, сценарист. Известен по сериалам «Две зимы и три лета» и «Моя вторая половинка». Цитаты «Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». «Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем». «Всё великое в искусстве - в единственном числе». Фёдор Абрамов

«Он не целовал народ» Теймураз Эсадзе рассказал о творчестве Абрамова
© АиФ Архангельск